Авторизация
Зарегистрироваться

Сирена для дачи - попытка пошуметь


Прошлые обзоры касались дачного света, сейчас немного про звук. Модернизируя дачную сигнализацию, решил помимо внутренней сирены установить уличную, для привлечения внимания к возможным проблемам, тем более, что сосед проживает на даче круглый год. Что из этого вышло, читаем под катом

Товар пришел в картонной коробочке, целый — внешних поломок не было. Посылка шла 15 дней.

Характеристики продавца:
Высокая термостойкость, низкая температура сопротивление
Установка: фиксированного базового установки, вы можете настроить фурмы вверх и вниз
Номинальное напряжение: 12 В DC
Материал: железо + ABS лезвие
Децибел: 120dB
Температура окружающей среды:-40 °C ~ + 80 °C
Влажность: ≤ 70%
Размер тела: 7.5x7.5 см/2.95 «x 2.95» (d * h)
Цвет корпуса: красный
Вес нетто: 255 г

Собственно фото:

Вес устройства 225 грамм:

30 грамм усохло видимо в дороге :)
Размеры (8см на 7,5 см):



Я заказывал сирену на 12V, смутила наклейка DC 24 V… а с другой стороны вообще было AC 220 V. Предполагая диспут продолжаем исследование…

Проводки совсем коротенькие (16 см — реально думаю лучше перепаять внутри):


Для продолжения оконцовываем НШВИ:


Имея фактически 3 значения напряжения, не знаю что и подключать… Решил начать с 12 V. Взял такой блок питания:

Решил поставить программку на телефон, чтобы оценить уровень звука (позже понял, что это была плохая затея):

Моторчик еле раскрутился, звук чуть тише чем фен для сушки волос :)

Подключим блок питания 24 Вольта (был только такой — понимаю что с запасом :) ):

Программка на телефоне показывает примерно то же значение (не работает она…, хотя максимальное значение относительно прошлого измерения уже похоже на правду):

Мотор раскрутился сильно, звук вполне похож на звук мощной дисковой пилы (и по звучанию и по уровню шума)… но нужен ли нам такой… не уверен. Это все таки дачи, и звук электроинструмента особо никого не удивит, хотя, как дополнительный фактор наверно подойдет…

Естественно, 220 V я не стал пробовать :)
Измеряем ток:

Меня, если честно, удивил фактически Ампер на 24 Вольтах… Не слабо кушает шумелка, при этом сигнализациям обычно обеспечивают резервное питание… Не много оно шуметь будет…

Про принцип работы: моторчик крутит лопасти, которые имеют специальную форму и за счет трения о воздух издают отпугивающий хулиганов шум.

Конечно же вскроем:
Защитная крышечка:

Сам источник шума:

Двигатель (как видим 24 Вольта верное значение :) ):

Корпус:


Как видим, без порции герметика улица такому прибору противопоказана.

Открыл спор, продавец нес всякую чушь — говоря, что не верь надписям — реально там 12 В. Просил отменить спор до уточнения на складе, там на складе человек который уехал и когда приедет — тот человек — он обязательно все решит… После недолгой переписки с продавцом, обострил спор, удивило решение системы: или пересылка за мой счет обратно или 50% рефаунд… Конечно выбрал второе… Если у Вас, как и у меня, устройства питаются от 12 В — можно добавить повышающий преобразователь.

На этом заканчиваю, Спасибо тем, кто дочитал до конца. Надеюсь Вам будет полезна данная информация. Сам еще не решил: буду ли эту сирену ставить на улицу…

UPD. Добавил звук :)
Планирую купить +11 Добавить в избранное +29 +49
свернуть развернуть
Комментарии (110)
RSS
+
avatar
+1
Сирена? Турбина какая-то…
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 20:39
+2
сирена — получает звук вращением
+
avatar
  • bakinec
  • 18 сентября 2015, 11:28
+1
ну на сирену, она всё таки не тянет — даже не знаю как её классифицировать? Классическая сирена, в общем случае — это вращающийся диск с отверстиями по окружности, через который продувается воздух. Вот за счет чередования областей повышенного и пониженного давления, и создается звуковой эффект

Так выглядит принципиальная схема сирены в детской книжке. Существуют, конечно, разные варианты реализации этого принципа.
А здесь какой-то примитивный центробежный воздушный насос
+
avatar
  • vfx900
  • 20 сентября 2015, 07:32
0
aliexpress.com/item/DC-12V-Wired-Loud-Alarm-Siren-Horn-for-Home-Car-Security-Protection-System-Hot-Sale-New/32373644835.html
я такой пользовался, да и маленькая из комплекта сигнализации тоже оручая
+
avatar
  • antidote
  • 17 сентября 2015, 20:41
+2
насос-вентилятор))
+
avatar
  • ksiman
  • 17 сентября 2015, 20:41
+12
Звуковой излучатель такой конструкции называется ревун. Если звук похож на пилу — он не работает
+
avatar
0
Возможно в полярности дело.
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 22:45
0
неа — ничего не меняется
+
avatar
  • buch46
  • 17 сентября 2015, 22:51
0
Попробуйте заменить тонюсенькие провода на нормальные
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 22:54
0
там щас стоят похоже 0.5 мм2
+
avatar
  • Aloha_
  • 17 сентября 2015, 23:15
0
не греются? ну и нормально.
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 23:16
0
звук только не то что хотелось бы…

но провода точно менять буду — если решу его ставить — мне проще припаяться чем сопли стыковать
+
avatar
  • Aloha_
  • 17 сентября 2015, 23:14
+6
Судя по крыльчатке — ему до полярности фиолетово.
+
avatar
  • Karfax
  • 17 сентября 2015, 20:43
0
Аудиозапись бы :)
+
avatar
  • Aloha_
  • 17 сентября 2015, 20:47
-1
что бы у соседей окна выпали? У меня саб стоит =)
+
avatar
  • Karfax
  • 17 сентября 2015, 20:54
+1
та ладно )
интересует даже не громкость сирены, а как звучит.
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 20:59
0
грузится видео на ютуб )

добавил видео
+
avatar
+9
интересует даже не громкость сирены, а как звучит.
+
avatar
+5
Недели через 2-3 могу скинуть сирену которая стоит в машинном отделении буксира. Буду на пусконаладке, как раз проверять будем.
+
avatar
  • Aloha_
  • 17 сентября 2015, 22:13
0
что за буксир то? Не РТ ли случаем?
+
avatar
0
Нет. Один из вариантов проекта1496.
+
avatar
  • Aloha_
  • 17 сентября 2015, 20:46
+2
А сирена что в сигнализациях авто применяется вам проблему не закроет?
зы 380й мотор стоит — снимите мотор с бачка омывателя ваз классики или 08-09-10 ки, Он 5ти полюсный, КПД выше и как раз 12 вольт. Цена мотору в магазе новому от 100р.
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 20:49
0
да вот сейчас даже не уверен что лучше…
+
avatar
  • Aloha_
  • 17 сентября 2015, 22:10
+1
Тут походу проблема в оборотах — не набирает тупо оборотов крыльчатка! Либо мотор слабый, либо питания не хватает.
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 22:12
0
питание 24 и блок мощный… а вот мотор похоже да… попробую сменить, знать бы сколько ему надо оборотов
+
avatar
  • Rost
  • 18 сентября 2015, 11:05
0
Да вон на видео выше звук гораздо уверенней и судя по нему обороты там меньше.
+
avatar
  • Aloha_
  • 18 сентября 2015, 13:50
0
Значит в форме лопастей брак или отверстия в корпусе не такие.
+
avatar
  • ABATAPA
  • 17 сентября 2015, 21:06
+3
Проще купить сигнал от «Волги» за копейки. А будет лучше.
+
avatar
  • Aostspb
  • 17 сентября 2015, 21:15
+1
Он вообще около 6 ампер потребляет.
+
avatar
  • ABATAPA
  • 17 сентября 2015, 22:17
0
И что? Внезапно стали редкость БП 12В 10А?
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 22:19
0
проблемы возникают когда электричество отключено и все на батарейках…
+
avatar
  • vismyk
  • 18 сентября 2015, 05:50
+1
Так и батарейку надо от «Волги» на 60Ач. ;) И на сирену хватит, и Ардуино без преобразователей от 12В кормиться может.
+
avatar
  • Snarik60
  • 18 сентября 2015, 08:29
0
А прокинуть пару к соседу. И простой колокольчик. И току надо мало, и соседу проще выключить, чтоб не надоедал.
+
avatar
  • Aostspb
  • 17 сентября 2015, 22:27
0
Это просто неочевидно.

Я, в свое время, когда транзисторы в сигналке спалил — полез с амперметром померял ток…
+
avatar
  • Shurka
  • 18 сентября 2015, 09:45
0
7A по паспорту. (Сколько реально — не замерял)
Тогда уж лучше тепловозный гудок Дороже, но эффективно :)
+
avatar
  • ABATAPA
  • 18 сентября 2015, 10:51
0
.Если кто-то умрёт (а такие случаи были, именно от ревунов) — это немалый срок.
+
avatar
  • Demonik
  • 17 сентября 2015, 20:57
-9
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 21:00
+8
Вы о чем? может это Вам нужно что-то откуда-то вынуть или наоборот что-то туда поместить…
UPD. нехорошо редактировать сообщение после ответа (особенно с оскорблениями)
+
avatar
  • kirich
  • 17 сентября 2015, 21:10
+2
тем более, что сосед проживает на даче круглый год.
И что, он побежит воров за Вас гонять?
В лучшем случае позвонит Вам, в худшем забьет на это дело. А если она будет гудеть долго (а если случайная сработка так вообще ж...), то Вам же потом и будут проблемы от других соседей.
Даже если позвонит, что Вам это даст и чем это будет отличаться от уведомления по GSM?

В общем в реальности добавляет больше головняка чем решает проблем.
Кроме того сирена не автономная, кирпич решит это дело в 5 секунд, если не отключат до срабатывания.
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 21:13
+5
С соседом хорошие отношения, когда он еще строился и у него вскрывали ночью сарай — я с собакой фонарем и травматикой прогнал этих людей…

он будет делать примерно тоже самое…

Думаю так поступит любой нормальный человек…

GSM уведомления есть, есть видеонаблюдение по периметру, есть еще внутренняя сирена
а сирену лучше под крышу ставить — на такой высоте отключить снаружи не просто — в любом случае это еще одна проблема, а залезть можно хоть куда — просто не везде целесообразно лезть (и цель снизить целесообразность)
+
avatar
  • Cucumber
  • 17 сентября 2015, 21:26
+2
>Думаю так поступит любой нормальный человек…
В нашей стране люди бегающие с травматикой — это нормально.
+
avatar
0
Лучше уж с травматикой, чем с боевым, как в США
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 11:02
0
Напомните мне, пожалуйста, какой процент убийств в США совершен при помощи легально приобретенного оружия
+
avatar
+1
Надеюсь, что с тем, что простота легального приобретения оружия упрощает и нелегальное, спорить не будете?
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 13:04
0
Это как, простите?
+
avatar
0
По формуле «спрос рождает предложение». Если упростить приобретение легально оружия, то на чёрном рынке спрос на нелегальное упадёт. Проверено.
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 13:34
0
Если снизить цены на арбузы, упадут цены на говядину? :-)
+
avatar
0
сравнение некорректное, хотя из одной категории, но разные по применению. Придумайте что-нибудь другое :)
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 14:08
0
Вот легальное и нелегальное оружие тоже разные по применению :-))))
+
avatar
0
Это у вас они разные. У боль-ва людей применение одинаковое: защита. Если нет возможности легального приобретения, приобретается нелегальное. Всякие ублюдки же всегда буду приобретать оружие нелегальное. Но даже и некоторые из них, у кого с головой беда с рождения, не пойдут переплачивать леваку на чёрном рынке, когда можно пойти и купить в магазине. Такие прецеденты тоже были.
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 14:25
0
Вообще-то начал я с количества убийств из легального оружия.

И только сильно неумный человек будет приобретать нелегальный ствол для защиты
+
avatar
0
Я лишь прокомментировал Вашу фразу
простота легального приобретения оружия упрощает и нелегальное
. Про кол-во убийств из легального оружия -это Вам проще статистику посмотреть, не забудьте только умножить ещё на 1,3-1,4 :)
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 18:29
0
Только это не моя фраза :-)))
+
avatar
  • kirich
  • 17 сентября 2015, 21:28
+1
он будет делать примерно тоже самое…
Свежо предание, да верится с трудом.
Если так, то хорошо, но практика показывает что никто не полезет если не хочет сам отгрести.
Грабители могут сбежать, а могут и подрезать кого нибудь. Бывает оба варианта развития событий.
У меня в кабинете два бывших следователя работают, много чего рассказать могут.

Так что например я стараюсь всегда рассчитывать только на свои силы, увы.

с собакой фонарем и травматикой
Вариант что у них может быть что то сильнее вашей травматики не рассматривали?
Собака не поможет.
Людей в городе режут, а то где то на даче.
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 21:29
+2
Пару раз он с собакой и ружьем при подозрительных звуках ходил ко мне на участок, у него есть все ключи
+
avatar
  • kirich
  • 17 сентября 2015, 21:31
+1
Пару раз он с собакой и ружьем при подозрительных звуках ходил ко мне на участок, у него есть все ключи
Выше написал —
Людей в городе режут, а то где то на даче.
Хотите защитить, ставьте реально громкую сирену, что бы если не прогнать, так чтобы обгадились на месте.
В общем игрушки это все.
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 21:33
+1
тут каждый сам решает как поступать…
+
avatar
  • kirich
  • 17 сентября 2015, 21:42
0
Согласен, я просто объяснил как будет в итоге.
+
avatar
0
Kaк человек, работающий в «конторе», правда не в такой стране, где «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», могу сказать, что на дачи и сараи хотят, в лучшем случае с пером. Не тот уровень, если не за хозяйном пришли.
+
avatar
  • galaober
  • 17 сентября 2015, 22:54
-2
Вот для того и подписывали петицию «Законодательно утвердить право граждан Украины на защиту» на сайте Президента — petition.president.gov.ua/petition/40
+
avatar
  • kirich
  • 17 сентября 2015, 23:21
+1
Не забываем, что у палки два конца.
+
avatar
  • RAT
  • 17 сентября 2015, 21:16
0
Открыл спор, продавец нес всякую чушь — говоря, что не верь надписям — реально там 12 В.
Судя по описанию MS-190 в другом лоте
This product has the following voltage. AC220V DC12V DC24V AC110V, please tell me what voltage you need. Facilitate our timely delivery. Thank you
продавец вам просто не ту ревизию выслал.
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 21:17
0
все верно — но я же в этом не виноват, а он упорно глядя на фотки говорил что наклейки не правильные
+
avatar
  • vagonsky
  • 17 сентября 2015, 21:26
+2
вот такая поинтереснее будет… подкрадываешься к соседу рано утром после конкретной пьянки… и никаких блоков питания не надо...))))…

+
avatar
0
ну девку с жопы поснимать -это же святое для копчёных. Я представляю желание жильцов устроить кристальную ночь этим идиотам под Новый год. Фейерверк это одно, а этой байдой баловатся -это другое.
+
avatar
  • zair
  • 17 сентября 2015, 21:34
+8
Вот поэтому нашел где-то совеццкий школьный звонок. 220вольт на вход и сердечный приступ переходящий в ностальгию по школьным годам, злоумышленнику обеспечен.
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 21:36
0
норм решение :)
+
avatar
  • RAT
  • 17 сентября 2015, 21:37
+1
удивило решение системы: или пересылка за мой счет обратно или 50% рефаунд…
Стандартное условие лота:
Returns accepted if product not as described, buyer pays return shipping; or keep the product & agree refund with seller.
Если товар не соответствует описанию то, либо возврат за свой счет, либо договариваться с продавцом о скидке. Оплачивая лот вы соглашаетесь с данными условиями.
+
avatar
  • Aostspb
  • 17 сентября 2015, 22:31
0
Ну, это такое «соломоново решение». Чтобы меньше придирались к мелочам. :) Соглашайтесь на 50, остальное рейтингом продавцу доложите…
+
avatar
  • Kevolech
  • 17 сентября 2015, 22:05
+14
Вот неплохой дачный вариант)
+
avatar
  • sarumian
  • 18 сентября 2015, 10:31
+4
не нравятся мне такие звуки… суко, страшно.
+
avatar
  • 3dtim
  • 18 сентября 2015, 21:52
0
сразу представляются подлетающие к городу НАТОвские бомберы?
+
avatar
  • sarumian
  • 18 сентября 2015, 22:05
0
да там уже не важно чьи они, в детстве был в Африке на гражданской войне, впечатлений хватило.
+
avatar
  • 3dtim
  • 19 сентября 2015, 10:09
0
как так?! сын дипломата?
+
avatar
  • sarumian
  • 20 сентября 2015, 21:47
0
так точно.
+
avatar
  • gegabit
  • 18 сентября 2015, 11:03
0
С таким вся дача разбежится =)
А потом еще и не любить будут, ежели такое ночью ложно сработает…
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 11:46
0
Даже если не ложно, все равно любить не будут :-)
+
avatar
0
ХОТЕТЬ
+
avatar
  • SERG27
  • 17 сентября 2015, 22:07
+3
сильнее всего на отмороженных водил действует не полицейская сирена, а перемотанный на 12 в трамвайный звонок. особенно там, где трамваев отродясь не было. :)) полоса очищается мгновенно.:))
+
avatar
  • Theo
  • 17 сентября 2015, 22:09
+2
Как там обычно пишут в таких случаях?
Я просто оставлю это здесь? :)
Такое уж точно «привлечёт внимание». Ладно. Шучу конечно.


+
avatar
  • beerok
  • 17 сентября 2015, 22:31
0
Сирены идущие в комплекте с китай-сигналками вполне громкие, и издают не вой а именно сигнал тревоги.
Разве что в комплекте обычно идет сирена не очень похожая на сирены которые ставят официальные охранники. Но можно докупить похожую за небольшие денешки там же — на али.
+
avatar
  • veter82
  • 17 сентября 2015, 22:47
0
чем не устраивает отечественная Свирель?
монтировал на объектах — звук весьма достойный)
+
avatar
  • zair
  • 17 сентября 2015, 23:19
+6
Умиляют наши именователи всякого добра. Сирена — «Свирель», электрошокер, который до потолка подбрасывает — «Мальвина», шашка с хлорпикрином, который внутренности выворачивает — «Синеглазка», ТОС — «Буратино» и тп

Сама саркастическая доброта собралась)))
+
avatar
  • Snarik60
  • 18 сентября 2015, 08:16
+2
В советское время была «Черёмуха» — для выдавливания урок из помещений
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 23:31
0
у нее всего 90 дБ там пьезогенератор…
и она для использования внутри помещений — другое немного
+
avatar
  • alex9972
  • 17 сентября 2015, 23:33
0
Вот такая сирена шумит не слабо.
+
avatar
  • Bacchus
  • 17 сентября 2015, 23:34
0
Лучший вариант для дачи — вывозить все ценное и ставить алюминиевые петли с навесными замками
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 23:40
0
я там живу все лето — поэтому не вариант — а на зиму вывожу

алюминиевые петли — цвет мет — они могут быть основным предметом кражи :)
+
avatar
  • Bacchus
  • 17 сентября 2015, 23:46
+2
алюминиевые петли — сохраненная дверь, когда будут сбивать замок
+
avatar
  • yurok
  • 17 сентября 2015, 23:48
0
да я понимаю — пошутил )
+
avatar
  • vigera
  • 18 сентября 2015, 12:25
0
Я слабосведущ в методологии взлома дверей / вандализме, просветите, плиз, насчёт преимуществ алюминиевых петель в усложнении задачи злоумышленнику?
Быстро нагуглить не удалось.
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 13:06
+1
А тут нет задачи усложнить. Вскроют полюбому если захотят. А не получится — могут и красного петуха пустить от обиды, что не получилось.
А дальше все еще проще. Врезной замок — разнесенная в клочья дверь. Крепкие стальные петли — поврежденная дверь. Алюминиевые петли — дверь почти целая.
+
avatar
  • vigera
  • 18 сентября 2015, 13:13
0
Алюминиевые петли — дверь почти целая.
Теперь дошло!)
Представил себе качественную дорогую дверь, сорванную с петель почти целой — в дом/гараж после можно и не заходить, воры вполне могут довольствоваться и таким кушем!)))

А в случае со способными запустить «красного петуха» от злости дверь нужно ставить сколоченную из кривых досок и вообще не пытаться «приукрашать» её замками! ;-)
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 13:19
0
Качественные дорогие входные двери — редкость на обычных дачах
+
avatar
  • vigera
  • 18 сентября 2015, 13:48
0
Мне думается что достаточно качественной с точки зрения вандалоустойчивости можно признать обычную металлическую дверь на основе достаточно толстых угольника и листа стали со врезным замком.

Не знаю как выломать такую бомжистым личностям без оглушительных размашистых ударов ломом, что само по себе на соседей действует не хуже сирены!)
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 13:50
0
У вас много на даче соседей живет в ноябре?
+
avatar
  • vigera
  • 18 сентября 2015, 14:04
0
Пара-тройка обустроившихся на ПМЖ в любом дачном кооперативе в нашей местности обязательно наберётся.
+
avatar
  • Bacchus
  • 18 сентября 2015, 14:09
0
И конечно, услышав стук через пару улиц, они сразу побегут выяснять, что происходит
+
avatar
  • vigera
  • 18 сентября 2015, 14:21
0
Не уверен, поэтому и высказал предположение что пронзительный звук сирены и гулко раздающиеся в тишине удары ломом должны бы вызвать одинаковую реакцию одиноких соседей (либо её принципиальное отсутствие) ;-)
+
avatar
0
Работаю на электростанции. Вот у нас когда блок аварийно останавливается, вот там сирена ))) Если не ожидать — можно и обкакаться.
+
avatar
  • yurok
  • 18 сентября 2015, 01:30
0
ну на даче такую не поставишь :)
и автомат сработать может по потреблению )
+
avatar
+1
Не думаю ))) Там то двигатель не сильно большой, у меня в гараже трёхфазный от компрессора лежит, на 4 киловатта, так тот мотор, что в сирене на работе — на вид раза в три меньше. Но тем не менее лупит она очень внушительно.
+
avatar
+2
А если предполагаемый грабитель копыта откинет, хозяину будет «очень весело».
+
avatar
+4
не будет, так как причина остановки сердца будет, как правило, невыяснена. При правильных действиях последующих хозяйна. Получится пришёл гопник за добычей, дверь ломанул, а там столько добра, шо аж сердце остановилось :)
+
avatar
0
Ага, тут могут быть проблемы.
+
avatar
  • Snarik60
  • 18 сентября 2015, 08:20
+9
А вот в ИЛ — 76 сиреной выгоняют десантников. Услышал один раз — чуть без парашюта не выпрыгнул…
+
avatar
  • mzr910
  • 18 сентября 2015, 18:02
0
у меня совеськая есть — 220 вольт всё как надо
+
avatar
  • yurok
  • 18 сентября 2015, 21:23
0
а у меня нету… и?
+
avatar
  • 3dtim
  • 18 сентября 2015, 21:48
+2
интересно, а вот соседу оно надо, решать возникшие на вашем участке «проблеммы»?
+
avatar
  • disasm
  • 21 сентября 2015, 09:07
0
В самом деле по звуку циркулярка. :)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.