Авторизация
Зарегистрироваться

Сравнение двух типов электродов для контактной точечной сварки - из бериллиевой бронзы и из вольфрама WL20


Здравствуйте. В прошлом обзоре я показывал что находится внутри ручки для точечной сварки. Для этой ручки электродами были просто стержни из меди или куски проволоки сечением 2,5 квадрата.В комментариях были вопросы — можно ли использовать различную легированную медь, например бериллиевую бронзу или использовать вольфрам или его легированные сплавы. Я наконец-то добрался до того, чтобы сделать обзор электродов из бериллиевой бронзы и из вольфрама.

Стержень из бериллиевой бронзы был заказан на алиэкспресс, самый тонкий, который я нашел, длина 200мм. и диаметр 5мм. В ручку для точечной сварки можно ставить электроды до 3,5 мм. Я поехал к токарю с надеждой проточить у него стержень 5 мм до диаметра 3-3,5 мм. Но диаметр 5 мм. оказался слишком мал для его патрона токарного станка и я просто сточил бериллиевую бронзу на наждаке. Диаметр получился между 3.5 — 4 мм. Поэтому, когда я зажал электроды из бериллиевой бронзы в ручку, промежуток между электродами был очень маленький, пришлось применить волшебную синюю изоленту.


Также у сварщика я взял огрызок вольфрамового электрода. Электрод wl-20 легированный лантаном 2%. В описании такого электрода написано, что из-за легирования этим металлом проводимость улучшена на 50% — именно то, что мне было нужно. Разрезал этот огрызок электрода на две части. У меня получилось два электрода по 2,5 см и заточил полукругом их кончики. Диаметр электродов 2,4 мм.
Для тестов сварки была взята лента, толщиной 0.12мм., покрытая никелем. Она приваривается к металлической пластине — остаток от шунта трансформатора микроволновки толщиной 0,5 мм.

Первыми пробую электроды из бериллиевой бронзы. Параметры сварки стоят 01 — 99. При таких параметрах эта лента отлично приваривается медными электродами. Первая же сварочная точка показывает, что эти электроды очень сильно липнут к ленте и лента совершенно не приваривается к основанию. При этом сварочный ток превышает 900 ампер. На моём мультиметре в режиме in rush (пусковой ток) максимальный ток 900 ампер и при измерении пикового тока сварки мультиметр показывает перегрузку. Для уверенности я поставил четыре импульса сварки и ток 99, электроды, видимо, сильно разогреваются и плавится их наконечник, они сильно привариваются к ленте. Вот так выглядят электроды после сварки, их кончик расплющен, при этом лента совершенно не приваривается. Похоже что эти электроды для точечной сварки совершенно не пригодны.

Я задумался, бериллиевая бронза это или нет. Может быть это просто какой-то кусок латуни или какой-то другой жёлтой железки. Чтобы понять, какой материал передо мной, сначала я измерил сопротивление медного стержня.
— Медь сечением 10мм (диаметр 3.5) длина 10см. — сопротивление0.16мОм или 0.00016 Ом.
— Бериллиевая бронза диаметр 5мм. длина 10 см. — сопротивление 0.50мОм.
— Бериллиевая бронза диаметр 3.5мм. длина 10 см. — сопротивление 0.78мОм.
— Вольфрам 2.4мм. длина 5 см. — сопротивление 0.56мОм.

Вот документ про сопротивление бронз БрБ2, в нем для БрБ2 указано 0.07 — 0.2.

Сопротивление чистой меди 0,017. По замерам всё сходится — сопротивление желтого стержня примерно в 5 раз больше, чем меди, что в принципе укладывается в сопротивление бериллиевой бронзы.
Почему получился такой результат сварки, непонятно. Вроде бы бериллиевая бронза применяется для электродов контактной сварки в заводских условиях.

Дальше я поставил электроды из вольфрама и пробовал варить ими на тех же параметрах 01-99.


Первые точки варились неплохо, электроды почти не прилипали. Но после 5-6 цикла сварки электроды начали очень сильно липнуть, чем дальше варил, тем сильнее они прилипали. На 10 цикле сварки уже отрывались с трудом.

На фото видно, что на электроды из вольфрама WL20 налип материал ленты. Электроды не изнашиваются, а удлиняются и при этом чистить их нужно гораздо чаще, чем медные, при этом они выгрызают часть ленты.




Итог
Бериллиевая бронза вроде бы по сопротивлению является тем, что заявлено. Сварка происходит совершенно без искр, из за этого ее и используют. Но лента совершенно не приваривается с такими электродами. Электроды сильно липнут и быстро расходуются.
Вольфрам вроде бы варит с искрами, но через несколько точек сварки начинает сильно липнуть, к нему липнет металл ленты и при отрыве электрода, из ленты вырываются кусочки. Варить сложно, чистить нужно гораздо чаще, чем медные электроды.
Еще на али есть электроды вроде бы из алюминиевой бронзы, ноотзывы по ней спорные.

Видеоверсия обзора, процесс сварки с 1:50
Планирую купить +18 Добавить в избранное +56 +82
свернуть развернуть
Комментарии (77)
RSS
+
avatar
  • wormster
  • 15 декабря 2019, 20:04
-2
del
+
avatar
0
проверяли такие? Липнут?
+
avatar
  • ksiman
  • 15 декабря 2019, 20:42
+2
Лучше меди подходит серебро :)
Кстати, оно не так уж и дорого стоит (около 35р за грамм)
+
avatar
+2
Что то я не слышал чтоб из серебра делали электроды для контактной сварки. Хотя теплопроводность на высоте, электропроводность тоже
+
avatar
  • ksiman
  • 15 декабря 2019, 21:09
+2
Что то я не слышал чтоб из серебра делали электроды для контактной сварки.
Зато из него делают напайки силовых контактов
+
avatar
  • Lydoed
  • 15 декабря 2019, 21:39
0
По причине меньшей окисляемости.
Однако контакты из платины лучше, хотя проводимость у нее хуже.
+
avatar
  • ksiman
  • 15 декабря 2019, 21:48
+1
Однако контакты из платины лучше, хотя проводимость у нее хуже.
Для коммутации силовых цепей платина не подходит, её используют для сигнальных цепей (как и золото)
+
avatar
  • PSVik
  • 15 декабря 2019, 22:01
+1
Меньшая окисляемость у серебра? Серьёзно? Всегда думал, что как раз это не сильная сторона серебра, темнеет просто на воздухе, окисляется чем угодно.
+
avatar
  • deadcxap
  • 15 декабря 2019, 22:11
+3
Оксид серебра легко разлагается от температуры, потемнение серебра — от серосодержащих соединений, коих в воздухе есть немного, и прилично на человеке.
+
avatar
+1
У оксида серебра хорошая токопроводность.
+
avatar
  • INN36
  • 16 декабря 2019, 00:07
+3
окисляется чем угодно.
Отнюдь. Только сероводородом и в сильно влажном воздухе (оптимально — рядом с сероводородными источниками и в общественных туалетах:)). Образуется тонкий налет черного Ag2S — самого устойчивого соединения серебра.
+
avatar
+3
Блин, собралась толпа химиков и физиков. Варить то серебром можно? Температура плавления вроде не сильно хуже меди, проводимость лучше. Может прочность хуже? Почему не делают электроды из серебра или серебросодержащих сплавов? Или дорого?
+
avatar
  • INN36
  • 16 декабря 2019, 00:55
0
А Гугл-то что кажет?
Есть припои серебро+медь, про сварочные электроды из серебра никогда не слыхивал.
+
avatar
  • INN36
  • 16 декабря 2019, 02:27
0
Нашел забавное видео: Серебряный электрод
Вскрытие показало, что это «палочки твердого припоя в оболочке»:
brazing.su/BrazeTec.pdf
+
avatar
  • Lydoed
  • 16 декабря 2019, 20:21
0
задам вам задачу:
Есть три проводника, каждый массой 10 кг и длиной 1 км: из меди, алюминия и серебра.
Какой из них будет обладать меньшим сопротивлением?
+
avatar
  • ksiman
  • 16 декабря 2019, 21:19
+1
Это слишком просто :)
Начиная с наименьшего: алюминий — медь — серебро
+
avatar
  • zawchoz
  • 25 декабря 2019, 10:21
0
У меня самый лучший вариант дали жала от «новых» паяльников(форма жала как у керна), типа медь но магнитится, а вот от паяльников из СССР не получалось, видимо температура плавления слишком низкая и происходило прилипание(медь чистая была))) Так же не получилось из проводов одножильных, сначала работают потом липнут. А вот с жалами минимум зачистки и прилипания.
+
avatar
0
Спасибо, интересно.
Это просто круглые жала от паяльников, то есть стержни без выемок? А то сейчас всякие новомодные жала для паяльных станций появились, может там какой то хороший композит.
Давно лежало жало от паяльника, заточено как гвоздь, но совершенно не магнитится даже к магниту от винчестера, а они самые сильные.
поищу жала, которые магнитятся.
+
avatar
  • zawchoz
  • 26 декабря 2019, 08:38
+1
Покупал в строительном магазине, позиционировались как жала для паяльника 80 ватт. стоили порядка 110 рублей за штуку. Сами круглые, после токарной обработки имеют вид керна, конус длинной примерно 10мм. глянцевый, само тело матовое, длинна 80 мм. как бы облужено или покрашено серебрянкой, диаметр 7 мм. нарезал резьбу на М6, так как конус по центру, то пришлось на наковальне его выравнивать к одной стороне, иначе расстояние между точками порядка 8 мм. после получилось 3 мм. Так как живу в Калининградской области скорее всего из Польши. у нас китайское с польским разбадяжено 50\50…
+
avatar
  • cofein
  • 15 декабря 2019, 20:49
+1
А если попробовать металокерамику?
Я бы наверное пробовал вставлять все что влазит, чисто из любопытства…
на пример обточил бы буры от перфоратора или сверла по керамике/стеклу, там тоже наконечник не простой.
+
avatar
+1
Важно хорошая электрическая проводимость, твердость, устойчивость к температурам. У буров нет хорошей проводимости.
+
avatar
  • Harwest
  • 15 декабря 2019, 21:04
+1
на пример обточил бы буры от перфоратора
А мне на ум первым делом пришли боры/фрезы от маникюрных машинок.
Они подлежат плановой замене и по идее в салонах можно за так выпросить. Сточить головку и все.
Диаметр правда 2,35 у них
+
avatar
+4
У них большое сопротивление, по сравнению с медью. Будет так же, как с вольфрамом, если не хуже.
+
avatar
  • Harwest
  • 16 декабря 2019, 13:38
-5
+
avatar
+2
а есть пруфы про малое? все электроды контактной сварки делаются из меди или медных сплавов из за их большой проводимости. Даже есть такой параметр, как проводимость по отношению к чистой меди. Боры фрезы от маникюрных машинок делаются из высокопроводящих сплавов? Не понимаю, в чем их преимущество.
+
avatar
  • mirson
  • 15 декабря 2019, 21:03
-1
Рак захотели заработать? Игры с бериллевой бронзой очень опасны.
Не пробовали безкислородную?
К тому же наконечник надо остужать
+
avatar
  • ksiman
  • 15 декабря 2019, 21:07
+2
Игры с бериллевой бронзой очень опасны.
Это обычная латунь без бериллия (который довольно дорог)
+
avatar
0
как определить разницу?
+
avatar
  • ksiman
  • 15 декабря 2019, 21:50
+1
Бериллиевая бронза очень прочная, почти как сталь
+
avatar
0
Не знаю как прочна (не замечал), но отполированная блестит замечательно.
И не искрит. Можете на анализ сдать некоторые механизмы розеток (те что не сильно искрят).

Откуда дровишки про «прочна как сталь»?
+
avatar
  • ksiman
  • 16 декабря 2019, 13:28
0
Характеристики у неё такие
+
avatar
  • Galimov
  • 16 декабря 2019, 01:07
+2
Таки да.
Внешне ваши электроды отдают обычной латунью.
У меня имеется пруток бронзы БрБ2 — так он выраженного красноватого оттенка. Но уж точно не желтого, как у вас на фото.
Покупал ее в свое время для изготовления сопел на аппарат для абразивной обработки(вроде пескоструя), начитавшись об ее характеристиках.
И по ценам разница с обычной бронзой или латунью десятикратная(300-400руб за кгилграмм против 4000 рублей за бериллиевую).
+
avatar
0
Так же как ртуть — в твердом виде не сильно опасна.
Медный наконечник почему то охлаждать не нужно.
Чем бескислородная медь лучше? Чуть лучше проводимость и все. Прочность и температура плавления та же, что и у обычной меди.
+
avatar
  • deadcxap
  • 15 декабря 2019, 22:00
+3
Не пробовали безкислородную?
А что, есть «кислородная» [медь видимо]?
+
avatar
  • INN36
  • 16 декабря 2019, 00:26
0
А что, есть «кислородная» [медь видимо]?
Есть).
ru.wikipedia.org/wiki/Бескислородная_медь
+
avatar
+1
Только М1ф почему-то используется для труб и т.п., а для проводов всякие М00 и подобные, где меди не 99,9%, как в М1ф, а 99,96%-99,99%.
+
avatar
  • ksiman
  • 16 декабря 2019, 08:45
0
Провода не плавят в среде водорода, потому там кислород не критичен, зато критичны примеси в виде серы и т.п
+
avatar
0
Кислород критичен для проводимости. Потому забавно, что «бескислородную» медь используют для водопроводных труб, а чистую для проводов.
+
avatar
0
там разница в проводимости между M0 M1 и прочими незначительная.
Разница в пластичности и наличии пор, трещин. А для труб это важно.
+
avatar
0
Тогда уж латунь.
+
avatar
  • INN36
  • 16 декабря 2019, 00:20
+2
Игры с бериллевой бронзой очень опасны.
Отнюдь. Опасны аэрозоли, получающиеся при мех. обработке бериллиевых бронз.
А так, как использовал автор — врядли: при сварке он окисляется в первую очередь (активен как магний примерно), а темп. испарения BeO > 4000 град.
+
avatar
  • INN36
  • 16 декабря 2019, 00:57
+1
«он» — это бериллий:)
+
avatar
  • belazov
  • 15 декабря 2019, 21:54
+7
кто-нибудь рассматривал принципы точечной сварки? или это эксперимент типа " при отрыве таракану всех лап и команде ползи у таракана автоматически пропадает слух"?
Сварка-сплавление происходит именно в точке контакта из-за сопротивления контакта, именно в той точке должен быть мгновенный нагрев до плавления. Закон Ома никто не отменял. И как ни крути — в месте контакта есть I2R, Ток в цепи одинаковый и чтобы вся мощность выделялась в месте сварки, надо чтобы остальные сопротивления были минимальны.
Так вот вопрос — нафига этот эксперимент?
+
avatar
+4
Эксперимент чтоб дать практический ответ людям, которые пишут, что можно использовать электроды из вольфрама.
Можно, но не нужно, работают плохо из за не самого маленького сопротивления.
Бериллиевую бронзу (не факт, что это она) пробовал так как она используется в промышленных машинах контактной сварки.
Вот например: weldzone.info/materials/electrodes/131-contact-welding/712-material-elektrodov-dlya-kontaktno
или здесь weldzone.info/materials/electrodes/131-contact-welding/282-contact-welding
Видимо нужно поискать нормальные материалы по месту, а не покупать непонятно что в Китае. Хотя, и по месту могут продать непойми что.
+
avatar
  • belazov
  • 15 декабря 2019, 22:29
+1
но такие глупые вопросы останутся без описания почему это не надо делать. Бериллиевая бронза более упруга и при давлении (а достаточное давление — один из факторов качественной сварки) не изменяет своей геометрии, в отличие от меди.
+
avatar
0
Проще показать, это снимает все вопросы.
+
avatar
  • belazov
  • 15 декабря 2019, 22:39
+1
тогда показывать надо все, что проводит ток ))
Удачи в сварке!
Я тоже не знал теории и практики, пока не пришлось строить большой аппарат с кучей проб и ошибок.
+
avatar
0
Спасибо, буду подкреплять теорию практикой.
Что за большой аппарат? Промышленный? Есть ли фото?
+
avatar
  • belazov
  • 16 декабря 2019, 11:55
+3
Делал из ТДМ 400, ножной привод электрода с автоматическим включением разряда. Варить надо было проволочные каркасы. Проблемой оказались кабели от транса до электродов — большое сопротивление(( Впараллель 4х50мм2, но длина метра полтора — меньше никак. Время 0,1-0,15с через пару тиристоров по первичке, реле сам разрабатывал и паял.
Электроды — медь 20мм диаметр. Ток на таких кабелях удалось 1200-1500 сделать. Чем меньше время и больше ток — тем больше качество сварки
+
avatar
+2
Чем меньше время и больше ток — тем больше качество сварки
это понятно, по этому приходится увеличивать мощности.
Мне показалось, что увеличение длины кабеля от транса до электродов влияет тем сильнее, чем меньше напряжение. В общем, при малых напряжениях удлинение кабеля сильно просаживает ток. Приходится поднимать напряжение, а это большее число витков, значит кабель тоньше, значит меньше ток. Замкнутый круг, приходится брать транс больше.

ТДМ 400 вторичку переделывали, перематывали этим же проводом, сложив в несколько раз? Меня тоже просят сделать из трехфазной трансформаторной сварки сварку споттер для приварки кузовщины.
Таймер я тоже когда то делал, теперь китайских полно, даже с пневмоприводом.

Сетку тоже варил когда то, делал корзинку для велика из оцинковки 3мм. С этого все и началось.
mysku.ru/blog/aliexpress/43115.html

+
avatar
  • ser
  • 15 декабря 2019, 22:19
+1
То есть, правильно ли я понимаю, что если у вас не завод по производству миллиона в день батарей для электровеликов, то не стоит иметь себе мозг и просто использовать медные электроды, либо для удешевления отрезки медного провода Ф3-4-5мм?
+
avatar
+3
У меня так и есть, медь сечением 10-16мм, то есть диаметром от 3мм. В принципе варит неплохо, но хочется лучшего. Сварок 100 без правки электродов можно сделать без проблем.
Но лучшего я пока не нашел.
Для дома хватает. Но шило в одном месте не дает покоя.
+
avatar
  • boris112
  • 17 декабря 2019, 13:07
+1
Этот комментарий нужно поместить в конце поста.
+
avatar
0
можно попробовать варить через слой графитовой пыли
+
avatar
+1
это как? и зачем?
+
avatar
0
Прилипать не будет, теоретически.
+
avatar
  • Deluks
  • 15 декабря 2019, 23:29
+1
Использую «электроды» из медного кабеля 4квадрата. концы подгорают, паяю не часто, сноровки нет конечно же, получается так себе.
Сварочник сам собирал.
+
avatar
+1

Вот с моего прошлого обзора. Электроды медь провод сечением 2.5мм и потом медь сечением 10мм.
Сечением 10 мне понравилось варить больше, они меньше липнут.
И, насколько я заметил, электроды липнут почти у всех.
Но при этом от ленты не отрывается часть, а наоборот, на ленте остается след меди, то есть сварочная точка не становится слабым местом.
+
avatar
  • Deluks
  • 16 декабря 2019, 09:40
0
А как то стоит обрабатывать поверхности летны и акума перед сваркой?
Иногда получается сажа между проскостями. =(
2,5 квадратом варил, не понравилось, при нагреве электроды мягкими становятся, у меня они в ввиде буквы «Z», и как результат гнутся. =(
+
avatar
  • belazov
  • 16 декабря 2019, 11:57
+1
нагрев — это большое время сварки, слабое давление электрода на ленту и малый ток
+
avatar
  • Deluks
  • 16 декабря 2019, 12:25
0
Понял, спасибо, надо переделать крепление электродов, это первое, думаю с переделкой оных, последствия уйдут сами собой. =)
+
avatar
  • moyemail
  • 16 декабря 2019, 02:07
+2
Кто пробовал медные 5мм стержни-заготовки для жал паяльника?
+
avatar
  • ber3
  • 17 декабря 2019, 08:51
0
медные 5мм стержни-заготовки для жал паяльника?
где бы их взять…
+
avatar
+1
вполне
+
avatar
  • ber3
  • 18 декабря 2019, 14:27
0
— сойдут?
У МЕНЕ ПАЯЛО ДЕШЕВЛЕ. медь стоит 500-600 руб/кг. в пунктах приема- в 2 раза дешевле. но ехать туда за жалом… :)
+
avatar
  • moyemail
  • 18 декабря 2019, 19:22
0
120р за готовый пруток 6 х 200мм на два электрода — дорого по нынешним временам?
+
avatar
  • sledur
  • 16 декабря 2019, 10:24
-4
Посмотрел обзор сварки на видео. Извините, а как оно у вас должно свариваться??? У вас ток сварочный проходит не через свариваемый контакт между металлами, а по верхнему металлу от одного электрода к другому. Попробуйте, ради эксперимента, один из электродов ставить на нижней металл другой на верхней.
+
avatar
+2
Выводы к аккумуляторам так и приваривают — два электрода сверху.
+
avatar
  • ksiman
  • 16 декабря 2019, 11:49
+3
Попробуйте, ради эксперимента, один из электродов ставить на нижней металл другой на верхней.
Аккумуляторы так не варят, т.к. в месте непосредственного контакта электрода с аккумулятором может возникнуть прожог
+
avatar
0
Можно варить и так, я пробовал. Но тогда электрод «в мясо батарейки» нужно ставить толстый плоский и тупой, чтоб не было разогрева. Типа масса. А второй, более острый электрод, меняет положение и ставятся сварочные точки.
+
avatar
  • ksiman
  • 16 декабря 2019, 13:27
+1
Хорошо, но тогда сварочная лента будет мешать прижимать этот тупой электрод (особенно на +)
+
avatar
  • belazov
  • 16 декабря 2019, 11:58
+2
для этого надо разобрать аккум
+
avatar
0
Есть односторонняя сварка и двусторонняя.
Односторонняя варит сразу две точки сварки.Но желательно, чтоб нижний металл был толще верхнего, иначе ток шунтируется по верхнему металлу.
Хотите сварить аккумулятор двусторонеей сваркой — его придется разобрать.
На пару комментов выше мое видео односторонней сварки — медью варится без проблем.
+
avatar
  • fishbone
  • 17 декабря 2019, 14:51
0
Интересно, а кто небудь пробывал использовать иридиевый электрод от свечи зажигания…
+
avatar
0
а чем он хорош?
Можно еще грифель от карандаша попробовать иди щупы мультиметра
тоже ток проводят

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.