Авторизация
Зарегистрироваться

avatar RSS блога Подписка

Адгезивная наклейка на стол 3D принтера. Мини обзор-рекомендация.


Всем привет. Что-то понесло меня на мини-обзоры полезных вещиц, которые я недавно получил. Давайте пробежимся по вопросу прилипания пластика к столу во время 3D печати, данный вопрос актуален как для новичков, так и для тех, кто «собаку съел» в вопросах наладки. Я лично использую малярный скотч либо ПВА на чистый стол под PLA/SBS и БФ-6 под ABS/HIPS.
Многим нравится каптоновый скотч, кто-то обтягивал стол джинсовой тканью, а я вот наткнулся на наклейку непонятного происхождения, в основе бумага, покрытая адгезвом на основе акрила. Доллар на пробу не жалко, а тут еще и поинты, ну и набрал 4 штуки. Забегая вперед — не зря, подробнее под катом.

Подтверждение покупки

Поставляются наклейки в пластиковых зип-пакетах, каждый пришел в своем.

На вид бумага, облитая чем-то синим, текстура ощущается пальцами.
От подложки отделяется с небольшим усилием.
На стол клеится легко, без съеживания, можно отклеить от поверхности и поправить в случае ошибки — не отрывается кусками. Процесс поклейки не смог задокументировать, т.к. не кому было помочь, а лбе руки заняты.
Разгладив поверхность сухой тряпкой, включил стол на прогрев до 100 градусов — края немного отклеились, протер снова по всей площади и оставил остывать. После нагрева пленка начинает сильнее блестеть, кажется, что только-только измазали синей резиной. Пальцы не липнут. Размер листа 200х210 мм, практически полностью покрывает стол Anet A6. После нагрева никаких посторонних запахов не появилось.


Крупный план

Ну и все, можно печатать. К сожалению у меня остался только PLA, поэтому с ABS экспериментировать придется самим, ну или ждать когда он придет мне =)

Впечатления

Если греть стол, модель липнет намертво до конца печати.

После остывания отдирается с заметным усилием, но пленку от стола не приподнимает и не отрывает в отличие от малярного скотча.

На холодном столе держится чуть хуже, чем при остывании после горячего. Но лучше, чем при использовании ПВА/малярного скотча.

Решил пропустить печать юбки, что никогда не делал, используя ПВА.

Площадь опоры конечно больше, чем у первой детали, но она выше

Так что если есть мелкие детали и нужна хорошая адгезия, лучше включать подогрев, если же деталь с большой площадью опоры, лучше печатать на холодном, иначе потом будет проблемно ее отделить.
После 6 часов использования какие-либо дефекты покрытия не обнаружены.

Минусов использования данных наклеек не нашел. Конечно еще остаются вопросы — а насколько ее хватит, а не оставит ли она после отдирания следов клея, а как поведет себя с АБС пластиком? Как минимум, PLA печатается отлично, стоит копейки, а следы клея сможет оттереть любой владелец 3д принтера, т.к. химии у нас больше, чем в некоторых хозяйственных магазинах =)
А по поводу АБС только одно опасение — при усадке на горячем столе модель может сжать и отклеить покрытие, как это происходит при использовании малярного скотча, но все же есть надежда, что акриловое покрытие большого листа более герметично и не даст произойти подобному.

P.S. Нашел с десяток метров ABS

Первую деталь решил напечатать на стандартный настройках, температура стола 100 градусов

Слои кладутся отлично



Стол остыл до 25 градусов, отрываться деталь не хотела. Поднажал — есть, модель отскочила, но по внешнему периметру покрытие все же отошло.

Прогладил ветошью

Вторая попытка, температура стола 60 градусов, первыми слоями выступает поддержка, думал прилипнет хуже.


Пока все хорошо.

Но по окончании печати заметил, что покрытие отошло по краям. Это плохо, передняя часть оказалась ниже и из за этого сопла обдува могут цеплять верхний слой модели при печати.

В этот раз процесс демонтажа прошел быстрее, снова протер стол ветошью.


Сейчас печатается еще пара моделей с температурой стола 40 градусов — покрытие еще не поднялось, руками не отрывается, возможно есть смысл выключить обогрев вовсе, но пластик подходит к концу и проверю я это не скоро. Вот как-то так.
UPD. Пока 40 градусов оптимально, липнет хорошо, отдирается сносно и минимально задирает покрытие.
Планирую купить +27 Добавить в избранное +25 +48
свернуть развернуть
Комментарии (64)
RSS
+
avatar
+2
Спасибо за обзор, но я буду ждать результатов АВС.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 16:36
0
Вам жалко 40 рублей за печать пла без головной боли? Или пользуетесь только ABS? =)
+
avatar
  • bazis13
  • 28 сентября 2017, 16:42
+6
PLA печатается без головной боли на чистом стекле. Наклейки этой хватит деталей на 10, потом пойдет пузырями.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 17:01
0
А я все зеркало нигде не найду ровное нужных размеров ) надеюсь, что больше 10 хватит. Там же температура мизер, клей хороший, чего ей вздуваться? Или Вы и АБС печатали на похожих?
+
avatar
  • bazis13
  • 28 сентября 2017, 17:43
+1
зеркальная плитка в Леруа, 20х20см есть и 30х30.
Я раньше печатал на малярном скотче и каптоне… они вздуваются. Всякие пленки вроде PEI тоже в обзорах вздуваются. Не думаю, что эта пленка исключение.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 17:58
0
Сегодня уже пол дня печатаю — малярный скотч уже после пары моделей пришлось бы менять, этот пока держится. Если честно, думал придет какая-то фигня за 30 рублей то, тупо большой кусок малярного скотча, но пока радует =)
Леруа поблизости нет, а когда бываю рядом из головы вылетает как всегда.
+
avatar
  • konst
  • 28 сентября 2017, 19:47
0
У меня малярный скотч отрывает от стекла. Печатаю ABS
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 19:53
0
Я нашел АБС, печатается вторая модель. Добавлю в конец обзора как допечатает. Пока так:
При температуре стола 100 градусов прилипает намертво, отслоения нет, деталь 5 см в длину и 2 в высоту. После охлаждения до 23 градусов сама не отлипла, оторвал руками с трудом, покрытие целое, но у внешних стенок видно, что приподняло немного. Исправил протерев сухой ветошью.
При температуре стола 60 градусов прилипает намертво, отслоения пока нет, посмотрим как поведет себя после охлаждения.
+
avatar
0
5см это ерунда. Хотя бы 15 попробуйте.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 21:58
+2
Не, не пойдет под ABS, покрытие поднимает при усадке )
+
avatar
  • X3Shim
  • 28 сентября 2017, 19:03
+2
Я в стекольной мастерской заказываю уже не первое стекло. Режут прям в размер стола и уголки срезают под винтики на которых грелка крепится.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 19:25
+1
Стекольную мастерскую найти наверное сложнее, чем Леруа )
+
avatar
  • X3Shim
  • 28 сентября 2017, 19:51
0
Ну в дефолтсити наверное. У меня вот леруа в радиусе 200 км нет, дальше не смотрел.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 19:54
0
У меня ближайший Леруа в 160км, стекольную мастерскую не видел ни разу за 29 лет =)
+
avatar
  • X3Shim
  • 28 сентября 2017, 20:14
+1
даже интересно стало, что за город. В моем городе население 80 тыс, и то штуки три стекольных есть.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 20:49
0
Да просто никогда не интересовался подобным, окна покупал, но там был полный комплект =) возможно даже за углом где-то есть, просто не в курсе
+
avatar
  • Sanja
  • 28 сентября 2017, 21:01
0
они все на Аvito и Юле нынче
+
avatar
  • rovaden
  • 29 сентября 2017, 09:07
0
У меня тоже стекло на столе закреплено. А перед печатью, протираю его тряпочкой, смоченной в пиве. Держится отлично, да и запах приятный. Есть минус — если площадь опоры детали большая, то приходится ждать остывания стола, чтобы отлепить распечатку.
+
avatar
  • muaythai
  • 29 сентября 2017, 07:46
0
К любому мастеру который резко занимается зайдите. цена будет 30 руб за стекло нужных размеров (почитал дальше беседу, в 2гис вбейте там будет пару адресов точно)
+
avatar
  • ResSet
  • 29 сентября 2017, 08:59
0
Спасибо, сегодня займусь, как раз через недельку пластик придет =)
+
avatar
0
PLA у меня и так без проблем печатается. А вот с большими ABS проблемы иногда возникают.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 21:12
0
Добавил результат с тестами ABS =)
+
avatar
  • alex0
  • 28 сентября 2017, 16:26
0
Принтер с заводской прошивкой? У меня не отображает слой и высоту на экране
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 16:35
+1
Нужно дописать в код:
{REPLACE "; layer" «M117 Layer»}
{REPLACE " Z = " " Z="}
Куда именно не знаю, в симплифи есть отдельное поле.
+
avatar
  • Sanja
  • 28 сентября 2017, 16:55
+3
чего только люди не испробуют, чтобы не покупать PEI :)

На фото — печать детали 19x7см — уголки не отклеиваются.



Polyetherimide — желтоватый пластик, многие его могли видеть при заказе в Макдональдсах — из него делают всякие лотки, используемые у них на кухне, а эти ребята покупают для производства только живучие, качественные вещи. Этот пластик нетоксичный, выдерживает большие температуры, устойчив к химикатам и негорюч. ABS к нему липнет так, что хрен сковырнёшь. Приходится снимать деталь вместе с подложкой и совать в холодильник, чтобы она сжалась и отскочила.

С этой штукой очень удобно, в отличие от ПВА, лака для волос, ABS juice и прочего. Ничем не воняет. Если вы допустили ошибку, останавливаете печать, соскребаете остатки и немедленно начинаете печатать повторно. Не надо остужать стол и наносить клей или лак повторно. Преимущество перед наклейками в том, что это лист, как оргстекло — он не пузырится.
+
avatar
  • DyGygg
  • 28 сентября 2017, 16:59
0
где такое купить и за скока?
+
avatar
  • g00gle
  • 28 сентября 2017, 17:36
0
сейчас уже валом везде, на том же али ru.aliexpress.com/wholesale?catId=0&initiative_id=SB_20170928063405&SearchText=pei
+
avatar
  • Sanja
  • 28 сентября 2017, 17:49
0
что-то там только тонкие, в четверть миллиметра все, пичалька.
+
avatar
  • ZaYAC
  • 28 сентября 2017, 22:30
0
А вы уверенны, что нужны толстые?
На тонкой меньше потерь на теплопроводимость
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 23:01
0
Тонкую проще выгнуть, есть риск поймать пузырь и испортить покрытие.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 17:04
0
Я только читал о них, но так и не нашел где купить поблизости. Сколько будет стоить кусок 220х220?
+
avatar
  • Sanja
  • 28 сентября 2017, 17:15
0
Я отвечал уже в этом тредике — mysku.ru/blog/china-stores/55232.html#comment2228397

Продаётся листами 30x30 на Амазоне. Надо брать вместе с листочками клеющей плёнки 3M (это даже не плёнка, а что-то типа геля между двумя листами транспортировочной плёнки. Аккуратно переносите его на PEI, потом, выгоняя пузыри, клеите на алюминиевый стол. Я лепил на кусок 4мм оконного стекла, заказанного на Авито за 200 рублей, ситаллом не заморачивался :)

Стоит дорого, перевозка тоже съедает денег, но зато эта штука вечная — если её не пропахивать соплом и не расцарапать скребком. Обслуживание состоит в том, чтобы протирать поверхность тряпочкой с чем-нибудь обезжиривающим.
+
avatar
  • weds
  • 28 сентября 2017, 17:42
0
а у китайцев не одно и тоже?
+
avatar
  • Sanja
  • 28 сентября 2017, 17:48
+2
я в своё время не нашёл — PEI был только на Амазоне.

По вашей ссылке толщина материала составляет 0,2мм — это, скорее, плёнка, а не лист. У меня же именно листы где-то в миллиметр-полтора.
+
avatar
  • g00gle
  • 28 сентября 2017, 17:57
0
Ну это уже от цены зависит. Вот aliexpress.com/store/product/Funssor-2pcs-120mm-8-220mm-10-12-16-500mm-PEI-Sheet-468MP-Adhesive-Tape-3D-Printer/115344_32805934610.html
тоже самое, что и у вас — 0,8мм толщина.
+
avatar
  • Mplus
  • 28 сентября 2017, 23:18
0
Какой у вас диаметр стола? По скольким точкам калибруете?
+
avatar
  • Sanja
  • 29 сентября 2017, 01:02
0
d=220. Калибровкой маюсь давно, написал даже тонну руководств по этому делу. В предпоследней итерации вкрутил под подпружиненные ножки стола пьезодатчики.

В последней же итерации забил на калибровку совсем — просто выставляю tower offsets с помощью линейки, а потом по 3 точкам выравниваю стол вручную (кручу барашковые гайки и слушаю — если сопло касается стола, вентилятор начинает резонировать — позволяет добиться точности в 0,01мм без подсовывания бумажек под сопло). По разнице в высотах между центром и этими 3 точками подобрал delta radius. Печатает прекрасно по всей площади:

+
avatar
  • Mplus
  • 29 сентября 2017, 01:12
0
tower offsets с помощью линейки
как меряете? Я не могу толком придумать к чему зацепиться
+
avatar
  • Sanja
  • 29 сентября 2017, 02:41
0
смотрите этот абзац — github.com/Bougakov/Micromake-D1-3D-printer/blob/master/calibrating.md#step-two---measuring-exact-offsets-of-all-three-endstops

всю статью не смотрите, она уже дважды устарела
+
avatar
  • BBS79
  • 28 сентября 2017, 17:05
+1
Купил синею клейкую ленту, на фото такого же цвета как и у автора, а вот пришло чудо гораздо темнее, нифига не липнет, от температуры сжимается, по ходу обычную ленту красят.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 17:55
0
А лента бумажная или пвх? Просто во втором случае воняло бы ппц, если Вы о малярном скотче, он должен быть фактурнее белого. Есть еще специальный на алюминиевой подложке с акриловым покрытием, думаю нам подойдет отлично.
+
avatar
  • WHALE
  • 28 сентября 2017, 21:23
0
Теплый стол, лак для волос и немного опыта — невозможно отодрать после печати пока стол не остынет.
+
avatar
0
Теплый стол, лак для волос и немного опыта
Так тоже можно сказать, а потом выясняется, что печатал PLA кубик 20Х20…
Мне, лично, интересны большие площади ABS. Больше, чем охлаждение для детали в приведенном добавленном примере.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 21:50
0
При 100 градусах ABS кладется намертво. Могут быть проблемы с отдиранием, но до конца печати со стола модель никуда не денется )
+
avatar
  • WHALE
  • 29 сентября 2017, 00:04
0
У меня если отдирать ABS поспешить можно стекло сломать
+
avatar
  • ResSet
  • 29 сентября 2017, 09:03
0
Я с таким фанатизмом к отдиранию моделей никогда не подходил )) всегда ждал пока остынет и потихоньку со всех сторон подковыривал
+
avatar
  • WHALE
  • 29 сентября 2017, 11:18
0
Один раз кокнул теперь не спешу, особенно для детали с большой площадью прилипания.
+
avatar
  • AlxTr
  • 29 сентября 2017, 00:40
0
Какой размер детали печатали?
+
avatar
  • WHALE
  • 29 сентября 2017, 00:59
0
20 см, больше стол не позволяет.
Но с лаком надо уметь работать, очень важен момент когда надо начинать печатать, если упустить то ничего не получиться, причем для разных лаков этот момент свой, есть которые любят чтобы подсох получше, есть которые как только перестал липнуть сразу начинать, короче надо выбрать один и на нем работать.
+
avatar
  • X3Shim
  • 28 сентября 2017, 21:50
0
>> задирает покрытие.

отказать.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 21:54
0
Да, с крупными моделями из ABS будут косяки. Единственное чем могу утешить себя — хорошо подходит для моделей с мелкими деталями у основания, ну и PLA с SBS идут без проблем.
+
avatar
  • X3Shim
  • 28 сентября 2017, 21:55
0
всем всегда советую. Карандаш «Каляка маляка» на стекло и температура 105-110 градусов для первого слоя. Ни каких проблем с отлипанием.
+
avatar
  • Mplus
  • 28 сентября 2017, 21:58
0
Каляку не найти, Эрих крауз тоже хорошо, но пиво лучше, поверхность глянцевая выходит
+
avatar
  • X3Shim
  • 28 сентября 2017, 22:02
0
С калякой тоже зеркало. Я ее салфеткой с водой растираю в тончайший слой.
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 22:02
0
С карандашом у меня как-то не задалось =) а вот БФ-6 понравился, первые нанесения при каждой печати, где-то после 3-4 можно перестать мазать пока адгезия не станет хуже.
+
avatar
  • Mplus
  • 28 сентября 2017, 21:56
+2
Зеркало + пиво — глянцевая поверхность, приятный запах, экологичность, дешевизна. АБС, стол 110°, деталь 18*4*15см даже намека не отслоение углов
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 22:00
0
Я БФ-6 на алюминиевом столе раньше пользовал на спирту вместо пива, до зеркала все никак руки не дойдут =)
+
avatar
  • Mplus
  • 28 сентября 2017, 22:02
0
Бф -6 тоже уже тяжело купить, в аптеках уже новый какой-то, он в спирте сворачивается
+
avatar
  • ResSet
  • 28 сентября 2017, 22:03
0
Я набодяжил миллилитров сто со спиртом, как чувствовал )
+
avatar
  • WHALE
  • 29 сентября 2017, 00:07
0
Скоро запретят воду пить только сертифицированную по 100 рублей
+
avatar
  • AlxTr
  • 29 сентября 2017, 00:39
0
Принтер с термокамерой?
+
avatar
  • Mplus
  • 29 сентября 2017, 00:56
0
Без, но обдув на АБС выключен
+
avatar
  • Zhenya88
  • 29 сентября 2017, 09:11
0
Плёнка Lomond (минусом является то, что образуются пузыри со временем) или мусс syoss fiberflex зелёный хорошо держат АБС, правда оторвать проблема до остывания платформы. Или смените АБС на SBS и проблем уменьшится.
+
avatar
  • ResSet
  • 29 сентября 2017, 09:17
0
SBS это гибкий PLA, АБС им заменить сложно =) Lomond стоил еще довольно дорого. Я вчера отключил нагрев стола совсем — нормально напечаталось и с трудом оторвалось, надо попробовать большую модель, возможно отдерется только с покрытием )) но на холодную во время печати краями уже не пузырит наклейку )

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.