Авторизация
Зарегистрироваться

Внедряем Аудиопроцессор в DIY усилитель / мультимедийный центр, или вдарим эквалайзером по аудиотракту!

Всем добрый день, в этом обзоре я расскажу как можно относительно недорого добавить плату аудио процессора цифровой обработки сигналов (DSP) на базе чипа ADAU1701 в УНЧ, на примере своего DIY усилителя / мультимедийного центра (из моего предыдущего обзора), покажу как им можно управлять в on-line режиме, и добавить то, что всегда хочется, но страшно признаться в широком кругу ценителей короткого аудиотракта — ЭКВАЛАЙЗЕР, для корректировки АЧХ акустических систем и комнаты.
В обзоре представлены приобретенные платы, схемы подключения, результаты использования и проблемы, с которыми столкнулся в ходе реализации, и которые читатели, возможно, помогут мне решить.



Введение.


Если Вы читали мой предыдущий обзор DIY усилителя, то у меня было несколько пунктов по проблемам и доработкам:

— поставить термовыключатель для вытяжного вентилятора корпуса;
— добавить плату DSP на ADAU1701 для эквализации и ФВЧ/ФНЧ АС и сабвуфера;
— решить проблему с небольшим фоном 50/100 Гц;

По второму и третьему пункту будет чуть позднее, а вот по термовыключателям для вытяжного вентилятора корпуса хотел бы немного поделиться.
Термовыключатели были приобретены на Aliexpress по данной ccылке: NO-Normal-Open-Temperature-Switch-Thermostat

Термовыключатели имеют два вывода, брал версию NO, выключатель замыкает цепь питания на вентилятор при достижении необходимой температуры, взял на 60 и 65 град.



Один термовыключатель поставил на радиатор усилителя левого канала, второй на радиатор усилителя сабвуфера. Подключил термовыключатели параллельно, в разрыв провода питания +12В вытяжного вентилятора. Нагревал их отдельно феном — всё работает. В эксплуатации пока не проверял, усилители еще так не нагружал до порога срабатывания.




ГЛАВА 1. Комплектующие для DSP:


Я долго изучал вопрос бюджетных реализаций цифровых сигнальных процессоров для аудио (далее по тексту «DSP»), всё конечно сводилось к MiniDSP 2x4, но с учетом их доставки становилось как-то совсем небюджетно.
С другой стороны были различные проекты на чипах от Analog Devices c использованием их софта SigmaStudio, и в итоге я набрел на плату DSP на ADAU1701 от CHIPDIP: RDC2-0027v2, SigmaDSP ADAU1701. Модуль цифровой обработки звука. V2
У них есть две версии данной платы — RDC2-0027v1 и RDC2-0027v2. RDC2-0027v1 отличается размерами, более широкими диапазонами питающего напряжения (5В — 36В), но отсутствием EEPROM на плате, а лишь посадочными местами под память в корпусах DIP или SOIC, которую надо приобрести отдельно (что не проблема). Я выбрал для текущего проекта версию RDC2-0027v2, которая питается от +5В и уже имеет на борту EEPROM.
Сама плата выглядит следующим образом:





Схема платы и назначение разъемов:




Для моих нужд эта плата мне оказалась за глаза, два канала на вход (АЦП) и четыре на выход (ЦАП), два на АС левого и правого канала, и один канал на сабвуфер. Производительности данного DSP мне тоже более чем достаточно, так как сложных схем обработки сигнала и алгоритмов не планируется.

Подготовка проекта обработки сигнала для данного DSP осуществляется в прекрасной программе SigmaStudio, которую реально постарались сделать для людей, что даже я, как гуманитарий, без опыта программирования, смог с ней разобраться, и выполнять необходимые манипуляции.
Конечно это не то удобство использования плагинов MiniDSP, но всё решаемо и совсем не отпугивает, особенно когда есть желание разобраться.
На странице товара представлены также схемы подключения программаторов (которые также продаются магазином) для прошивки EEPROM уже готовым проектом из программы SigmaStudio. Но мне такой вариант не очень понравился, так как мне необходима возможность видеть, а точнее слышать результаты обработки в реальном времени, а не заниматься постоянной прошивкой EEPROM и прослушкой результатов.

Поэтому было решено пойти по пути использования решения на базе микросхемы CY7C68013A от Cypress Semiconductor. Которая умеет «прикидываться» стандартным интерфейсом USBi от AD для подключения к DSP по USB, c возможностью внесение изменений в on-line режиме и записи проекта в EEPROM, для последующей загрузке при запуске DSP.

На Youtube канале CHIPDIP есть видео по использованию данной микросхемы в работе (ссылка на видео), но плата, которую можно у них приобрести стоит около 1000 р., еще и подключается как-то странно.
На просторах Aliexpress я нашел вот такую плату на микроcхеме CY7C68013A (EZ-USB FX2LP CY7C68013A USB logic analyzer core board+Source Code):

В отзывах есть информация по удачному подключению к ADAU1701, поэтому я решил её взять.
Вот так плата выглядит в живую:





Подключение к ПК через кабель MiniUSB, при подключении загорается красный светодиод:



У платы несколько режимов работы, которые меняются путем снятия установленных на выводах джамперов, и я думал что мне придется искать необходимую комбинацию, чтобы подобрать нужный режим, но всё заработало, как говорится, «из коробки». Не снимая никакие джамперы всё определилось как надо с первого раза.

ГЛАВА 2: Софт и драйверы:


Так как сейчас в работе только макбуки, а SigmaStudio и программное обеспечение для платы CY7C68013A работает только в Windows, то установку производил в виртуальной машине VirtualBox, с уставленной Windows 7 x64.
Пакет SigmaStuidio берем по следующей ссылке и устанавливаем: ссылка

Немного про установку драйвера для платы на CY7C68013A:

При первом подключении плата определилась как неизвестное устройство:



Драйверы для платы я взял со страницы видео CHIPDIP (ссылка)
Драйвер для платы CY7C68013A

Скормил драйвер «неизвестному устройству» и оно стало определяться как «Cypress FX2LP No EEPROM Device», именно так как и нужно. Никакие джамперы на плате не трогал, всё оставил как есть.




Далее из пакета программного обеспечения для платы Cypress (архив расположен по ссылке: CySuiteUSB) необходимо запустить утилиту «CyConsole»



В Cypress USB Console мы видим наше устройство.



Теперь в данной программе необходимо нашему устройству скормить скрипт, который размещен по пути C://Program Files/Analog Devices/SigmaStudio 4.2/USB drivers/x64/ADI_USBi.spt и нажав кнопку «Play script» запустить скрипт.


В системе пропадет наше устройство, и появится новое, под названием «Analog Devices USBi (programmed)»




Пользователям VirtualBox: у меня после загрузки скрипта пропало исходное USB устройство, а новое не появилось, искал почему, пока не вспомнил, что необходимо указать в меню, что нужно подключить новое USB устройство в гостевую ОС.



После в настройках виртуальной машины я добавил оба устройства как постоянно подключаемые в гостевой ОС, и они появляются без проблем.



Подключение платы CY7C68013A и DSP ADAU1701:

Обе платы будут общаться по шине I2C, и обращение и запись в EEPROM платы DSP также осуществляется по I2C.
Подключается всё это следующим образом (используем пины SDA, SCL, GND):


Для тестирование я с платы взял CY7C68013A +3,3 В для питания DSP ADAU1701:


При подключении платы CY7C68013A к ПК, запускаем снова скрипт в Cypress USB Console, и видим статус подключения интерфейса USBi в программе и SigmaStudio, блок USB Interface загорелся зеленным цветом, значит связь есть.


Проект в SigmaStudio имеет блочную структуру, необходимые блоки как для организации аппаратной части, так схемы обработки сигналов выбираются из дерева блоков «Tree Toolbox», и соединяются связями в рабочем поле блоков.
Для начала работы с платой DSP ADAU1701, на вкладке «Hardware configuration» рабочей области необходимо добавить блоки USB Interface, IC1 ADAU1701, и блок IC2 E2PROM, для последующей записи нашего проекта в EEPROM на плате.
На вкладке «Schematic» уже непосредственно размещаем блоки «ввода» (АЦП) Input 1, и «вывода» Output 1 (DAC1), Output 2 (DAC2) и так далее. А уже между блоками ввода и вывода размещаются блоки с различными алгоритмами обработки.
Для тестирования я добавил блок «Multiple Volume Control», сделал связи:



Нажав на кнопку «Link Compile Download» компилируем проект и загружаем его напрямую в DSP ADAU1701, сразу же видим изменения, звук пошел, громкость регулируется.



Для того чтобы данный проект записать в EEPROM на плате DSP, для последующей загрузки при самостоятельном включении, необходимо перейти на вкладку Hardware Configuration, в меню, по щелчку правой копки мыши, выбрать пункт «Write latest compilation to E2PROM», выбрать параметры объема памяти, страницы записи и частоты, и выполнить запись в память.




Теперь, при очередной подаче питания на DSP, наш проект подгрузится из памяти, и всё заработает как мы планировали.

ГЛАВА 3: Внедрение платы DSP в УНЧ, запуск и проблемы:

Если вы читали мой предыдущий обзор, то у меня многоуровневая схема размещения компонентов в корпусе усилителя, соответственно и новую плату DSP необходимо было размещать в новом уровне. Для платы подготовил новую площадку из тонкого оргстекла и разместил плату на ней:


Новую площадку уже третьего уровня разместил уже на имеющейся площадке второго уровня платы Android TVBox:


На первом уровне под ними находится основная плата предварительного регулировки громкости и селектора входов на PGA2311, с неё же я и взял питание +5V для платы DSP, нашел выводы до точки питания PGA2311.


Установил всё на площадках, сигнал на вход DSP идет с платы регулировки громкости и селектора входов PGA2311, с выхода DSP сигнал идет непосредственно на УНЧ левого и правого каналов и УНЧ сабвуфера.



Из изначальной схемы своего усилителя я убрал китайскую плату ФНЧ сабвуфера, и у меня пропал тот слабый фон 50/100 Гц, который меня немного напрягал, и который мы обсуждали в комментариях. Земляная петля образовалась через него. Скорее всего мне действительно нужно было развязать резисторами БП усилителей ЛК и ПК и маломощный стабилизированный двух-полярных источник питания ±12 В, от которого питался ФВЧ сабвуфера.

Для подключения платы CY7C68013A к DSP надо было сделать отключаемое решение, чтобы я мог в любой момент взять плату CY7C68013A, подключиться к усилителю, сделать необходимые изменения, залить в EEPROM и отключиться.
Конечно можно разместить саму плату CY7C68013A в корпусе, и вывести только разъем USB для подключения к ноутбуку, но мне захотелось сделать отдельный мобильный модуль, который я также смогу аналогично подключить к DSP, который собираюсь установить в авто.
Для подключения нужно три контакта, я долго думал, что же заказать, чтобы был и штекер, и гнездо, и небольшого размера, так как задняя панель моего усилителя уже забита, пока не увидел у себя в запасах стерео гнездо 3.5 мм.



Центральный контакт — GND
Левый канал — SDA,
Правый канал — SCL

Гнездо разместил на задней панели, провода от гнезда завел непосредственно на разъемы платы:







Первый запуск и проблемы:


Первый запуск меня встретил жутким фоном. Это уже не тот небольшой фон, это прямо серьезный фонище! На столе всё было замечательно, в корпусе опять проблемы. Отвлекся на другие дела, в голове перебирал возможные причины, что я добавил, что повлекло за собой земляную петлю. В итоге додумался — пришел, проверил, убедился.
В гнезде 3,5 мм для подключения платы CY7C68013A я использовал центральный контакт для GND. Центральный контакт гнезда соединяется с металлических входным отверстием, которое также служит для крепления посредством круглой гайки по резьбе гнезда к панели, к металлической задней панели… Откинул GND с платы — фон пропал, причем вообще пропал, и не поймешь, работает усилитель или нет.
Позже я нашел такое же гнездо, только с полностью пластиковым корпусом, поставил его в то же место, но уже аккуратно на термоклей. Проблема с петлей решена.

А вот со второй проблемой еще веду ожесточенную борьбу, и буду рад советам.
После включения усилителя и подачи питания на DSP, у меня не появился звук, проверил питание на плате DSP, +3,3 В после преобразователя на плате есть, но ADAU1701 не запустился. Я передернул разъем питания на плате, и DSP успешно запустился. Выключаю усилитель, снова включаю — ADAU1701 опять спит, снимаю и ставлю обратно фишку питание на плате — запускается, снимаю и ставлю обратно 10 раз, запускается в 10 случаях из 10. Выключая питание усилителя и моментально включаю — ADAU1701 запускается.
Отключил питание от платы DSP, отрезал старый провод USB, +5В и GND завел на плату, штекер USB вставлял во все источники, ноутбук, блок питания 5V для Raspberry Pi, различные зарядные устройства 5В, со всех источников ADAU1701 запускается без проблем, правда с маленьких блоков питания и USB портов TvBox приходят такие страшные помехи и пульсации, при подключении к USB порту ноутбука всё отлично.
Сел мультиметром на питание с платы регулировки громкости и селектора входов PGA2311, при включении усилителя напряжение на плате появляется с нарастанием, думаю пока заряжаются емкости после выпрямителя. Возможно при подаче вначале пониженного напряжения ADAU1701 уходит в какой-то свой особый режим и ждет, правда не знаю чего. Сообщения о таком поведении я также встречал на форуме на сайте Analog Devices.

Для себя выделил два решения:
— подача питания на ADAU1701 c задержкой, когда питание стабилизируется;
— поставить отдельный малошумящий импульсный источник питания с гальванической развязкой для отдельного питания ADAU1701;

По первому варианту решил попробовать следующее: у меня установлены после УНЧ платы защиты АС. На плате защиты сабвуфера у меня установлено реле FINDER 40.52S, имеющее две группы контактов, но для вывода на сабвуфер у меня использована только одна группа. Включение АС происходит с задержкой через это реле, поэтому я решил использовать свободную группу контактов для подачи напряжения через неё на ADAU1701.
Почти получилось, но задержки не всегда достаточно для беспроблемного включения ADAU1701, я пытался ее увеличить путем увеличения емкости С2 по схеме, но изменения по времени задержки почему-то незначительные.



Я бы и дальше пошел по пути поиска возможности увеличить задержку включения, если бы не другая проблема. При включении и выключении ADAU1701 издаются очень неприятные звуки и хлопки, которые не очень полезны и динамикам, и ушам.
Поэтому я рассматриваю второй вариант — малошумящий импульсный источник питания с гальванической развязкой. Новый БП может вообще быть включен на постоянной основе, как сейчас, у меня работает и Raspberry Pi и TVBox, потребление там мизерное. Я заказал несколько типов мелких ИБП, посмотрим, что получится с ними, надеюсь не услышать что-то страшное в «эфире», как это было от различных USB зарядок. Я буду рад если в комментариях опытные товарищи мне посоветуют альтернативные решения, возможно более простые и очевидные, о которых я пока не догадываюсь.

ГЛАВА 4: Измерение АЧХ АС и комнаты и корректировка в DSP.


Для измерений АЧХ АС и комнаты, а также для последующих задач по донастройке системы в авто, я приобрел измерительный микрофон с файлом корректировки. Пока абсолютно нет времени для изготовления «человеческого» кронштейна под микрофон и аккумулятор питания, поэтому на скорую руку был взят кусок фанеры, трубный хомут, стяжки, болт, шайбы, гайки, боевого товарища — штатив от лазерного нивелира, сборку из двух старый аккумуляторов 18650, и кабель от микрофона до ноутбука. Для быстрых измерений пойдет.




Для подключения к ноутбуку я купил недорогую USB звуковую карту VENTION приобретенную по ссылке


Для замеров АЧХ использую Room EQ Wizard, как наиболее сейчас популярный инструмент для этих целей, а также как софт, отлично работающий на macos. В программу подгрузил файл калибровки микрофона, а также сделал файл калибровки звуковой карты (хотя это и не столь необходимо).
Я сделал замер поочередно левой и правой АС, а затем оба канала вместе (АС — Microlab SOLO3, самая первая версия, пассивный вариант), все замеры в точке прослушивания. Получилась вот такая красота )):

Левый канал:



Правый канал:



Оба канала вместе:



В SigmaStudio быстро накидал новый проект, добавив следующие блоки:
— блок входов (Input 1)
— блоки выходов (Output 1-4)
— блоки Automatic Speaker EQ (AutoEQ)
— T-соеденители (Т1-2) для разветвления сигнала от предыдущего блока;
— Индикатор уровня (Level 1-2)



Немного поподробнее про блок Automatic Speaker EQ. Данный блок может служит для автоматического подбора фильтров по загруженному графику АЧХ АС, относительно заданной целевой АЧХ.
Automatic Speaker EQ может быть однополосным, двух-полосным и трех-полосным, со встроенным кроссовером.

Я для быстрой проверки выбрал однополосный вариант, так как сабвуфер еще не ставил и не подключал.

На первой вкладке блока предлагается загрузить файл с данными АЧХ, которые будем фильтровать.


Из Room EQ Wizard делаю экспорт полученного графика АЧХ в текстовый файл со следующими параметрами:




Полученный файл просто так не подгрузится в блок, так как Room EQ Wizard и SigmaStudio разные заголовки данных в файле,
Поэтому такой заголовок данный в исходном файле:



Меняем на такой:



"Sensitivity Excess Phase - dB SPL/watt (8 ohms, @0.50 meters) (High)"
      "Hz"  "Mag (dB)"       "deg"


Новый файл с изменениями подгружаем в блок Automatic Speaker EQ.

На следующей вкладке «Target Response» подстраиваем уровни относительно нуля, и рисуем целевую АЧХ и диапазон для корректировки. Сделаем её пока прямой. Позже можно поиграться с целевыми кривыми АЧХ.



На вкладке Design Settings задаем количество используемых фильтров, диапазоны изменений, количество попыток подбора и подстройки, и нажатием кнопки «Design Filters» модуль рассчитывает фильтры для получения заданной прямой АЧХ:



На вкладке «Filter» можно посмотреть какие фильтры были применены, изменить, добавить и удалить отдельные фильтры, сравнить изначальную и рассчитанную АЧХ, а также кривую фильтрации.



Настройки для данного блока (левого канала) сохраняем через «File -> Save as» и загружаем эти же настройки для такого же блока правого канала, компилируем проект, и загружаем в DSP ADAU1701

На Youtube есть очень подробное видео человека, который как раз описывает различные варианты эквализации АС в SigmaStudio, как с использованием блока Automatic Speaker EQ, так и подбором параметрического эквалайзера под результаты расчет EQ в REW, а также расчетом FIR фильтров в rePhase. Повествование несколько затянуто, но всё равно полезно и интересно: ссылка

Включаем усилитель, подключаем микрофон, запускаем Room EQ Wizard и делаем замеры, в той же точке прослушивания

Левый канал:



Правый канал:



Оба канала вместе:



Сравнение графиков до эквализации и после:



Для подключения сабвуфера затем можем добавить блок двух-полосного кроссовера, с большим выбором типа фильтра ФНЧ и ФВЧ:



Это был быстрый вариант измерений и эквализации, возможности SigmaStudio для меня пока безграничны, и есть огромный простор для изучения, в том числе и научиться правильно делать замеры и их интерпретировать, ведь некоторые вещи эквалайзером не исправить, соответственно и нечего их фильтровать. Надо сидеть, разбираться, пробовать, вещь очень интересная.

Осталось сделать нормальную коробку для платы CY7C68013A, и кабель для подключения.
Вообще ADAU1701 позволяет подключение внешних АЦП и ЦАП по шине I2S, а также кнопок и потенциометров и энкодеров в GPIO для регулировок, много возможностей, уже много идей и уже есть представление, каким будет мой следующий мультимедийный усилитель.

Для аудиопроцессора в авто уже получил плату RDC2-0027v2, заказал I2S DAC на PCM 5102, будет подключение по I2S, так как в авто поканальный фронт, и для сабвуфера не хватает имеющихся каналов ЦАП ADAU1701.



Будем делать аудиопроцессор в авто, думаю тоже будет интересный обзор.
Всем спасибо за внимание, буду рад если вы в комментариях дадите советы по решению возникших проблем.
Добавить в избранное +95 +177
свернуть развернуть
Комментарии (95)
RSS
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 19:33
+2
О, вот это молодца. И понимание надобности эквала (у меня тоже есть на 1701 плата), и регулятор громкости правильный (аналогично, писал обзор на 2311) и REW для измерений. Ну по DSP я правда дальше замахнулся, может читали… Ну так сколько еще делать то буду. А тут уже и готово. Отлично
Насчет ADAU — гляньте тамошние регуляторы. Они при включении вроде нолем инициализируются. У меня такой проблемы не возникло, загнал АЧХ коррекции в ЕЕПРОМ, и пользуюсь.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 21:22
+2
вот мое макетирование, все понравилось, но надо бОльшее, так что закинул
pic.mysku-st.ru/uploads/pictures/09/40/75/2019/05/23/1c9163.jpg
+
avatar
  • mib
  • 23 мая 2019, 19:44
+6
Сколько. классных, интересных графиков и непонятной инфы… но + жирный и однозначный…
+
avatar
+1
Недостаточно жирный. ➕
+
avatar
-4
смысл этой платы, если она у тебя управляется от платы через компутер?
смысл в дсп, если любой плеер имеет эквалайзер

а вот сделать голосовой процессор для микрофона — вот это было бы интересно
+
avatar
+5
на ПК готовится проект обработки, необходимые настройки, затем плата запускается с этим проектом из EEPROM и работает независимо, с любым источником
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 20:44
0
Сигма ДСП неудобна для этой цели. Прогнать свип тон, взять обратное Фурье — и вот готов импульс для конвольвера, без заморочек с этими параметриками, оптимизацией фильтров, алогоритмами Ремеза итд итп. Нет ничего проще свертки, с ней еще и фазу можно править как душе угодно, и реверб добавлять. Но там ресурсы нужны серьезнее.
+
avatar
  • Amid77
  • 23 мая 2019, 21:29
0
Пробовали блок AutoEQ?
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 21:41
+1
не, я ручками, настроил по микрофону на комнату, убрал резонансы на 150 -250 Гц. Звук безусловно лучше, это и понятно. А дальше моя бурная фантазия и жажда возни с DSP унесла на совсем другие частоты )))
+
avatar
0
а какой с этого толк? у тебя в проекте виртуальные регуляторы и по идее их же крутить надо?
или ты типа под конкретное помещение настроил и все?
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 21:24
0
уже и это неплохо. Но эти виртуальные регуляторы можно настроить на внутренний ацп, на который в свою очередь навешать внешние резисторы крутилки. АЦП оцифрует их положение и подвинет регуляторы куда захочешь
+
avatar
0
даже так можно
крутая платка выходит
а компрессор с лимитером там есть?
+
avatar
0
Ну в принципе да, скорректировать недостатки АС и помещения, добавить от себя по вкусу, и оставить.
Можно добавить блоки с изменяемыми параметрами, например темброблок с подъемом по НЧ и ВЧ, подключить к плате ADUA1701 простые тактовые кнопки или энкодер, и уже регулировать ими, без ПК, но по заранее подготовленным кривым. Это я реализую уже в другом усилителе, в другом корпусе.
+
avatar
  • Amid77
  • 23 мая 2019, 20:53
0
Вы просто не представляете, что может делать Sigma Studio. Даже близко.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 21:03
0
к сожалению свертки сделать она не может. А свертка интересна тем, что в нее можно заключить все мыслимые эффекты сразу — коррекцию АЧХ, ФЧХ, реверберацию, бинауральный эффект — все. Абсолютно любую линейную коррекцию.
+
avatar
-1
ну я и не работал с ней
давно видел эту плату и подобный софт для дсп
запили статью тогда уж
+
avatar
-1
смысл этой платы, если она у тебя управляется от платы через компутер?
Вот и я о том же. Зачем городить огород если есть плагин к Foobar
Мне проще на обычном компе музыку слушать. Выход по оптике на ресивер и никаких заморочек.
+
avatar
0
А у меня вообще нет стационарного ПК, и звук на усилитель приходит с разных источников, поэтому мне нужен один общий способ корректировки сигнала. Мне проще взять ноутбук, сесть на диван, и запустить музыку либо с ноутбука, либо с смартфона, по Airplay или UPNP, либо запустить музыку с MPD на Raspberry Pi. У меня нет привязки проводами.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 22:05
+4
зачем стационар? Зачем провода. Тянет APO Equalizer как детскую игрушку. И по цене походу дешевле
+
avatar
+2

Комп в формате micro ITX стоит себе за телевизором, по оптике подключен в ресивер. Управляется хоть аэромышью, хоть через VNC с планшета.
Foobar с плагином MathAudio Room EQ решает звучание акустики. Вставляется микрофон наживается кнопка и Вуаля! Куча секономленного времени по настройке свистоперделок. Или я неправ?

Нормальный ресивер Сонька, подобранный на мусорке. Кстати сверху комп в корпусе от проигрывателя и аудиокартой Аудиофил от Мака. Посередине еще один комп. Там стоит Юлька. Внизу еще один усилок Шервуд. Ну и две пары колонок. Даймонды бриллиант и самодельные с ПАС на Визгатон гитарен шпрехен. Так вот — более всего слушаю именно ресивер с компа за телевизором и Визгатоны. Кстати в Соньке есть DSP
+
avatar
  • Xylene
  • 24 мая 2019, 09:35
0
Кстати в Соньке есть DSP
он в любом телефоне GSM есть с 90х. И какой вывод?
+
avatar
+4
Ждём DSP в авто. Это интересный проект.
+
avatar
+5
Возможно при подаче вначале пониженного напряжения ADAU1701 уходит в какой-то свой особый режим и ждет, правда не знаю чего. Сообщения о таком поведении я также встречал на форуме на сайте Analog Devices.
Это же стандартная проблема при плавном нарастании питания и примитивной цепи reset, как на вашей плате. Нужно цепи сброса доработать, полно специальных микросхем для этого.

Если лень, можно конденсатор c13 увеличить на порядок, или R7, или и то и другое )
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 20:09
0
в данном случае скорее нет, чем да. Супервайзеры нынешним чипам как собаке пятая нога. Там софтово
+
avatar
+2
Видать в данном случае софт не справляется. Уж больно симптомы типичны.

В даташите ни слова о встроенном BOD, так что надо задержать reset относительно медленно растущего питания, на время, чтобы питание успело вырасти до рабочего. Или подавать питание быстро, чтобы хватало имеющейся цепи.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 20:41
0
та нет же. Там просто блок схема, нарисованная в сигме просто имеет по умолчанию значения регуляторов в ноль. Электроника нормально работает, софт тоже, выполняет то, что записано. Просто многие забывают о значениях умолчаниях. Я могу ошибаться, но когда гуглил по такой проблеме месяца два назад — именно в этом дело. У меня не возникло проблем, но у меня и схема проще была и другая
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 21:11
0
а что DS говорит о supply slew rate? Не может такого быть, чтобы у AD, и DSP и вешать внешний супервизор. Даже у моего ADSP-21489 это не надо
+
avatar
+3
Про скорость нарастания ни слова. Да о чем мы вообще, автору достаточно припаять одну микрофараду к с13 и сказать результат, все будет ясно :- )
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 21:25
0
спорим на оторванный вывод базы кт315 что ничего не изменится? )))
+
avatar
+2
Вам огромнейшее спасибо!!! Работает! Я припаял конденсатор 1 мкФ к конденсатору С13 на плате, и теперь всё стартует замечательно. Завел питание на плату ADAU1701 напрямую, без реле задержки на плате защиты АС, и всё запускается без проблем. Сейчас при запуске нет щелчков и хлопков, так как АС включаются с задержкой, а вот при выключении хлопок сильный. Еще бы сделать задержку на выключение ADAU1701 ))
+
avatar
+1
Ну теоретически, если перед выключением питания организовать сброс по линии reset, возможно щелчка не будет. Проверить просто, пинцетом замкнуть c13 на работающей плате, если в момент замыкания (происходит reset) нет щелчка, то супервайзер питания на reset поможет.
+
avatar
+1
А на питание девайсины кондер на несколько тыс мкФ повесить, чтобы при выкл девайс работал немного от кондера еще, пока защита акустику отключит?
+
avatar
0
Спасибо, были подобные мысли, попробую данный вариант, посмотрим что получится
+
avatar
+1
Возможно, но это еще больше усугубит проблему с ресетом. По хорошему супервайзер все равно нужен.
Щелчок при выключении может быть и с банальным разрядом переходных конденсаторов может быть связан, в этом случае только отключение колонок до отключения электроники поможет.
+
avatar
0
Не сработало, опять появилась проблема с запуском, но и хлопки не пропали. Значит буду думать по поводу предварительного отключения АС, либо постоянного питания ADAU1701 от отдельного маломощного источника питания.
+
avatar
0
Попробовал замкнуть пинцетом С13, есть легкий щелчок при срабатывании reset, но при выключении с замкнутым С13, хороший хлопок в АС присутствует.
+
avatar
0
Ну значит щелкают переходные емкости, поможет только отключение АС. Можно привязать отключение колонок к падению напряжения питания на ADAU1701, как самый простой вариант. У вас же все в одном корпусе?
Грубо говоря питать реле включения колонок от напряжения, которое падает наиболее быстро при отключении питания всего комбайна вашего :-)
+
avatar
0
У топикстартера релейная защита от постоянки на выходе установлена? Откуда она питается? лучше от отдельного трансформатора или обмотки. Можно конечно со стабилитронами чудить — но там все равно задержка откл будет.
+
avatar
0
Да, но она питается от БП УНЧ, +35В. АС сами отключаются с задержкой, так как ждут пока разрядятся емкости БП УНЧ, только через секунды 4, после снятия питания с усилителя, отпускает релюшки.
+
avatar
+1
Это неправильно. Отдельный транс, обмотка, блок питания (можно импульсный попробовать), еще вариант сделать для защиты отдельный выпрямитель и запитать ее от вторичной обмотки до выпрямителя УНЧ — типа как тут сделано — mysku.ru/blog/china-stores/44902.html
+
avatar
0
Знать бы схему защиты, можно было бы ее слегка модернизировать, чтобы отпускало реле мгновенно при пропадании питания.
+
avatar
0
Всё есть у меня (напряжение питания у меня +35В):




Подробно было в предыдущем обзоре усилителя: ссылка на обзор
+
avatar
+1
Простейший вариант доработки, цепь коллектора vt1 разорвать, включить между коллектором и полным питанием усилителя стабилитрон на напряжение, меньше номинала питания на 5-7 вольт. Уменьшить номинал r4 если не будет хватать тока на базу дарлингтона. Криво, но возможно будет работать. Риск отключения колонок на пиках громкости из-за просадки, зато сбережете уши ;-)

Вариант более правильный — правый вывод R6 отключить от питания усилителя, подать на него через диод переменку с обмотки транса, с того-же питания усилителя, или более низковольтное, если есть. Если все равно будет долго отключаться — уменьшать C1.

зы. Желательно базу vt8 через килоом 50 на землю, это независимо от доработок.
+
avatar
0
Спасибо, чуть позже попробую, что получится.
+
avatar
  • Nuts_
  • 23 мая 2019, 23:02
0
в автомобиль только лучше все таки супервизор — там условия пожестче, точнее — пошире
+
avatar
  • Nuts_
  • 23 мая 2019, 21:43
0
Присоединяюсь к предыдущему оратору. reset есть — попробовать ничто не мешает
+
avatar
0
«я приобрел измерительный микрофон с файлом корректировки»

где покупали, если не секрет?
+
avatar
0
Приобретал у Maxim_Sed, большое ему спасибо!
+
avatar
  • Fiks
  • 23 мая 2019, 20:23
+3
Прочитал заголовок поста, подумал что это опять Xylene с бюджетом «over $100000», но надо же — ошибся ))
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 20:31
+2
у меня авто нету, я нищий как церковная крыса. Все на электронику уходит. Да и на такси гораздо дешевле. Просто умею считать расходы
+
avatar
0
Месяц был без машины, на такси ушла сумасшедшая сумма денег, раза в 3 точно большая чем.
Это я ещё ограничивал себя в передвижениях
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 22:42
+3
это от стиля жизни зависит. Понятное дело. Оставим выяснение до лучших времен )) У меня дом через дорогу на работу ( и не случайно, просто я принял идею американцев — не искать работу поближе, а передвинуть дом к работе). Так что и такси надо было за месяц три раза, монитор с магазина привезти, тушку мою с праздненства и что -то еще, забыл. Авто даром не надо.
+
avatar
  • Fiks
  • 24 мая 2019, 01:25
+1
Авто даром не надо.
Ну если ещё и дачи нет, то тогда «нетрудовые доходы» понятны (сам такой: ни на дачу, ни на гаишников/каски/осаги горбатиться не надо). До метро 100 метров, до любой работы 15-20 мин. а на авто по пробкам можно и 1,5 часа ехать, но кому то это в кайф.
+
avatar
  • Xylene
  • 24 мая 2019, 09:37
0
Нет конечно. Время еще гробить туда не хватало.
+
avatar
  • ringo
  • 23 мая 2019, 21:05
0
Как изменился звук после выранивания АЧХ, стало лучше? кстати еще фазу надо выравнивать, на вегалабе тема есть. Только это для меня очень сложно. Я систему ЭМОС для сабвуфера с 2007 года так и не сделал до конца…
+
avatar
0
Появилась середина, которой не хватало. Необходимо еще посидеть, и внести необходимые корректировки, гибкости и возможностей много. С фазой пока подожду, для меня тональный баланс сейчас в приоритете.
+
avatar
  • Oksion
  • 23 мая 2019, 21:44
0
А интересно какая АЧХ получается после эквалайзеризации в остальной части комнаты, не для той точки в пространстве для которой проводились замеры, я так понимаю что если акустика небольшие полочники для одного человека то тут все понятно, мерять в районе головы, где собственно всегда будут слушать, а для комнатной акустики как? Не пробовали измерять в разных точках пространства, ну или хотя бы на слух как звук меняется если по комнате походить? В схеме получается dsp процессор получает аналоговый сигнал с источника оцифровывыет, делает преобразования и опять в аналог его, а перед dsp поди есть ещё один ЦАП, например звуковая карта ПК, или ещё что-то? Может есть смысл на dsp цифру отправлять?
+
avatar
0
Замеры в других точках еще на проводил, было бы интересно сделать, но пока нет времени, сейчас уже сезон, начался конкретный строительный DIY, фасад дома, поэтому все проекты откладываются.
На ADAU1701 можно привести цифру по I2S, надо попробовать вариант подключить к Raspberry Pi, установленной в корпусе усилителя, но там есть проблемы с согласованием генераторов импульсов при воспроизведении по Airplay, а его не хотелось бы лишаться.
+
avatar
  • Nuts_
  • 23 мая 2019, 21:50
+3
Вообще так противоречивые чувства создает статья. да это статья, а не обзор. Материал сам по себе серьезный — dsp, алгоритмы, да софт под виртуалкой, да программатор самодельный.
А с другой стороны не покидает (околоаудиофильское) чувство что аудио-сигнал тут рихтуют напильником и правят кувалдой.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 22:01
+3
только вот аудиофилам не вдомек почему-то, что это сделали до них сто раз. И певица пела в одной команте, и барабаны потом в другой, а потом режиссер за компом правил уровни и частотку всего этого как хотел.
+
avatar
0
Этот тезис, про звукорежиссера и студийную постобработку, гуляет из обсуждения в обсуждение уже достаточно давно. Если честно, большую глупость придумать сложно. Просто потому, что в результате всех этих действий получается готовый продукт в виде фонограммы, не важно, на каком носителе. И конечной целью манипуляций с трактом воспроизведения этой фонограммы является именно максимально верное её, то есть фонограммы, как результата работы студийного тракта и звукорежиссера, воспроизведение, а не то, что вы там себе нафантазировали. Что там в студии делали с записью голоса певицы и барабанами для меня, например, абсолютно по барабану ))). Важен результат. Я хочу услышать именно то, что есть в записи, только и всего.
+
avatar
  • Xylene
  • 24 мая 2019, 13:54
0
А причем тут «максимально прямой» тракт вообще? Вы в курсе, что аудиофилы считают важным укладывать сетевой провод только без углов, прямо. Иначе электроны на повротах высыпаются
+
avatar
  • Oksion
  • 23 мая 2019, 22:11
+4
Мне кажется это не совсем аудиофильское, в аудиофильском там наоборот как можно меньше махинаций с сигналом, и один ЦАП там минимум пару сотен баксов нормальный :) ну и в целом изначальная достоверность сигнала ценится. А вот где уж точно DSP хорошо себя покажет так это в автомобиле где салон испортит любую самую идеальную АЧХ динамиков, и исправление её цифровыми методами пожалуй вообще единственный возможный вариант, а о всяких фазовых искажениях, соотношениях сигнал/шум и т.д. в машинах вообще не задумываются, там бы более менее норм звучало и то хорошо
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 22:29
+2
«как можно меньше махинаций с сигналом, и один ЦАП там минимум пару сотен баксов нормальный :) » вы правда думаете, что цап на пусть 196 кГц и 24 бита — это проблема монстрам типа Техас? Это стоимость 1 долларового чипа. Продать неразбирающимся то конечно можно и за 300, чем они и пользуются (не Техас, сами аудиофилы)
+
avatar
0
Меня это чувство так тоже не покидало, и оно было обусловленно кричащими кругом лозунгами о максимально прямом тракте, отсутствии препятствий на пути сигнала от источника до АС, максимальная достоверность…
Только я в итоге пришел к выводу, что о таких вещах можно говорить когда и АС идеальны, и комната без акустических проблем. А когда и АС с кучей проблем, да и в комнате моды бегают, тут уже не до высоких материй достоверности, тут надо что-то делать, и желательно без серьезных финансовых вливаний.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 22:58
+1
что о таких вещах можно говорить когда и АС идеальны,
и микрофоны в студии идеальны, и провода там серебрянные с соплями девственниц и лыжной мазью на подствках. И все равно найдется куча людей, которые скажут, что звук УГ и Киркоров звучит лучше (кстати вполне возможно, например у Майкла Джексона качество записей настолько выскоко, что рок группы — детский утренник
+
avatar
  • loco31
  • 23 мая 2019, 22:28
+1
За авто лайк! Жду!!!
Смотрел мини ДСП, дорого. Сейчас из штатной головы выведен линеник до усилителя гу, но что-то звук какой-то такой себе.

Подцепить бы на этот линейник ЦАП…
+
avatar
0
Для саба особо процессор и не нужен, достаточно запоздать все остальные каналы относительно его. Если буфера хватит. Фильтр естественно будет у него аналоговым.
+
avatar
0
Мне хотелось бы попробовать более высокие порядки среза, да и гибкость настройки желательно, хочется, чтобы всё было в одном месте. Сейчас в авто сабвуфер относительно мидов режется на ГУ, а вот ВЧ и НЧ приходится сводить фильтрами на усилителе. Нужен DSP чтобы всё это контролируемым образом свести, так как на слух есть много замечаний.
+
avatar
  • jackT
  • 23 мая 2019, 22:52
+3
В голове созрела моментально идея таки закончить прожект по биампинговому усилителю на LM3886.
Основной дилеммой было создание фильтров, а тут идеальный вариант! Всегда хотелось выкинуть пассивные элементы из аккустики.
Правда случилось непредвиденное, в напольной аккустике биампинг разделен на бас+(мидбас твиттер). Ну а триампинг это уже перебор…
Осталось изготовить аналог Noize Fabrik Scutum 3.0 на 16-ти омных 100ГДШ33-16 и шелковых твитерах.
Открытое оформление запало в душу и не отпускает.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 22:56
0
Edifer R2700 купить проще, триампинг и очень достойный
+
avatar
  • jackT
  • 24 мая 2019, 00:21
0
Не вариант, да и дело не в триампинге по сути.
Скажу сразу аудиофилией не страдаю, но звук качественный люблю. Есть разные АС, наушники и усилок в классе А.
Вот сейчас послушав на ютубе щит с 3ГД-32 в наушниках появилось такое ощущение необычности баса. Это сложно описать, но еще в школе чисто случайно попалась эта модель и ради эксперимента собрал щитовое оформление этой головки.
Конечно тогда и не подозревал что это называется открытое оформление типа «щит», но с тех пор я не встречал такого необычного звука. Хотя слушал много разных вариантов, даже студийные мониторы.
Для себя сделал вывод, что звук нравится АС щит + головка максимальной чувствительности.
+
avatar
  • Xylene
  • 24 мая 2019, 00:35
0
это называется кривая ачх, но спорить о вкусах бесполезно, нравится и это главное. Главное чтобы звукооператорам в студиях не понравилось на этом работать
+
avatar
  • jackT
  • 24 мая 2019, 08:35
0
Ну причем здесь кривая АЧХ?
У динов, равно как и у оформления, огромное число параметров, а АЧХ это уже следствие.
Я вообще ни о чем не спорил и тем более не говорил, что срочно с студиях надо менять аппаратуру.
+
avatar
  • Xylene
  • 24 мая 2019, 09:38
+1
Да потому что все эти огромные количества параметров в итоге выливается в очень небольшое число слышимых.
+
avatar
  • jackT
  • 24 мая 2019, 11:25
-1
Только вот эти слышимые параметры измерить не получится, так как они субьективные.
+
avatar
  • Xylene
  • 24 мая 2019, 12:51
+1
субъективны ощущения, а не параметры слышимые. А ощущения могут вызваны премией на работе или знанием стоимости аппаратуры. А вот слышимые параметры прекрасно измеряемы
+
avatar
  • jackT
  • 24 мая 2019, 17:38
0
Сначала надо послушать, а уж потом замерять…
+
avatar
0
Я с этой платой тоже решил какие будут следующие АС, так как процесс настройки пассивных фильтров несколько отталкивает, здесь же меняешь и добираешь всё как хочешь, без трат на катушки меди и мешок конденсаторов.
+
avatar
  • Xylene
  • 23 мая 2019, 23:05
0
не только. В цифре возможно то, что не снилось никаким пассивным кроссоверам, например выравнивание ГВЗ (групповое время задержки) и подобнное. Да и крутизна склонов разделов в 80 дБ октава им невозможна
+
avatar
  • jackT
  • 23 мая 2019, 23:27
0
чисто случайно сейчас наткнулся на АС ;-)
www.youtube.com/watch?v=7JE08HOLHNY
но реально советую такое хоть раз послушать открытый щит, меня зацепили именно 3ГД-32
+
avatar
  • MikSch
  • 24 мая 2019, 00:44
+1
Очень интересный проект с шикарным потенциалом для экспериментов и саморазвития. Но сама идея тотальной эквализации несколько спорна для применения в реальных жилых условиях. При любом отклонении от точки прослушивания от идеально выстроенной АЧХ не останется и следа. А если при этом сесть/встать? Да просто повернуть голову?
Идея имеет смысл как средство для работы с басовыми модами в помещении при наличии явно выраженных проблем на НЧ и невозможности что то менять в самой системе — например изначально кривые в этом диапазоне АС, их размещение в комнате, не самая удачная точка прослушивания.
В Вашем случае даже если и удастся подобрать некий условно-усредненно-приемлемый вариант, чуда всё равно не случиться.
Просто поверьте, будет как в том анекдоте — вроде всё есть, и громко и ровно, но не радует…

С другой стороны, хорошая акустика, причём даже не с самой ровной АЧХ будет приносить массу удовольствия даже не в самом идеальном тракте и куче проблем с размещением в том же реальном помещении.

Думаю, что Вы сами к этому со временем придёте.
+
avatar
  • Xylene
  • 24 мая 2019, 00:54
-1
1) такая эквализация и используется в основном только на басе
2) вы сами себе противоречите, если вдумаетесь в смысл. Эквализация комнаты. Причем тут хорошая акустика вообще? Даже самая лучшая аудиофильская брильянсно-миллионодолларовая будет искажена АЧХой комнаты точно так же, как если бы это Микролабы были. Звучит ваш пост так «ну да, идея исправить косяки комнаты интересна, но ты возьми и купи слоника хорошую акустику. Она волшебная. Она не будет в комнате искажаться.
+
avatar
  • MikSch
  • 24 мая 2019, 11:10
+1
Вы совершенно не поняли смысл посыла и перевернули всё с ног на голову. Я писал, что:
1. Бессмысленно гнаться за идеально ровной АЧХ в конкретном месте конкретного помещения.
2. За этим параметром вообще не нужно гнаться. Если звук акустики в целом сбалансирован, он таким и будет восприниматься. Причём в любой точке прослушивания.
3. Хорошая акустика даже не с идеально ровной АЧХ доставит массу удовольствия в самых различных помещениях вообще без какой либо эквализации. И наоборот — звук от изначально неудачной акустики эквализация не спасёт.
+
avatar
  • Xylene
  • 24 мая 2019, 12:53
0
Речь о комплексе неразрывном комната-акустика. И эквал в комнате нужен обязательно для хорошего звука, за исключением тех, кто «я художник, я так слышу»
+
avatar
-1
+
avatar
+3
Для самых маленьких ушлепков:

+
avatar
+1
Мдя-я-я...-материал подан в фолиантном объёме, из-за чего и не был досконально изучен\исследован/осмыслен…
Впрочем, это не умаляет творческого труда тов Gdenich, и требует лишь положительного отзыва-посему, он и получает заслуженный плюс!
Сам я не аудиофил, и не тонкий ценитель звука высшей пробы, по-этому и прочитал этот обзор по диагонали:-мне достаточно и непритязательной аппаратуры для озвучивания различной речи-музыки, бо имею и кучу других задач\предпочтений\целей, требующих массу Времени, которого остаётся всё меньше и меньше. Так что, не судите строго...-спел, как умел! ;-)
+
avatar
+4
Я расписал так подробно по следующей причине: я когда углубился в этот вопрос, то столкнулся с тем, что в сети нет полной информации по готовым решениям, есть только обрывки, кто-то что-то пробовал, у кого-то получилось, пара фоток, и на этом всё. Я решил консолидировать информацию по представленному решению, чтобы любой мог, при желании, повторить мой опыт, при том, что компоненты широко доступны и очень недороги.
Я сам не аудиофил (музыку очень люблю, но голову не теряю), да и за то, что я сейчас представил, меня аудиофилы могут и побить, так как я очень грубо вмешиваюсь в аудиосигнал. Но очень хотелось подкорректировать то, что я уже умею и на данный момент к замене не подлежит, тоже ввиду такого же наличия других задач и целей.
+
avatar
  • MikSch
  • 24 мая 2019, 13:12
+1
Даже сам процесс от идеи до реализации, настройки, экспериментов может дать массу удовольствия и очень интересный и редкий практический опыт.
Несмотря на то, что я довольно скептически отношусь к самой идее, мне нравится Ваш проект.
Удачи!
+
avatar
+2
Я решил консолидировать информацию по представленному решению, чтобы любой мог, при желании, повторить мой опыт, при том, что компоненты широко доступны и очень недороги.
Я учитываю(в ваших обзорах) и этот немаловажный фактор, включая и грамотное, простым и доходчивым языком изложение…
По-этому, и остаюсь весьма доволен вашими обзорами. Ещё раз спасибо за столь оперативное пояснение. С уважением:-имярек.подпись.печать. ;-)
+
avatar
0
Не в тему, но как Вы смотрите нанотелевизор с такого расстояния?
+
avatar
0
Когда переехали в дом, телевизор привезли с квартиры, знаю, что надо менять, так как в масштабах комнаты стал ооочень маленьким, но пока не в приоритете и ден.средства идут на продолжающиеся строительно-отделочные работы.
+
avatar
0
хорошая статья, от себя добавлю что есть готовые процессоры в авто на подобном поцессоре.
manbutech фото mda410.pro
блютус управление с телефона, + блютус аудио (подключено по цифре-i2s )
+
avatar
0
АЧХ это одно, а гармонические искажение это другое и доставляют куда больше дискомфорта. по этому в статью наверно стоит добавить хотя бы субъективные впечатления от результата, но интересно, даже попробовать самому захотелось

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.