Авторизация
Зарегистрироваться

Ремонт часов своими руками или "О запуске "Ракеты" в домашних условиях".

Из чего состоят часы? Ну, скажете вы, из всяких там колёсиков, пружинок, рычажков. И будете правы, но… на самом деле часы — это прежде всего корпус и механизм. Так вот. Когда находит грусть, кто-то «откупоривает шампанского бутылку» по мудрому совету литературного персонажа, а кто-то ищет занятия для рук. Итак, на дне коробки с запчастями отыскался у меня великолепный механизм, часовой калибр Ракета 2628.Н, один из лучших калибров часовой промышленности СССР, если не лучший. Беда одна. Он стоит, как вкопанный. Следовательно, предстоит репассаж. Ладно, по-французски это слово означает «глажка одежды», но мы-то подразумеваем генеральную чистку, смазку и регулировку часового механизма с полной его разборкой. Калибр не из простых. В усложнениях — календарь мгновенного действия.




Хорошо. Это механизм. Нам нужен корпус для него. Есть! Невесть что, но он есть. В качестве лекарства от скуки создадим марьяж, поставим калибр Ракета 2628.Н в китайский корпус. Пусть походит в нем, пока новеньким разживёмся чем-то более приличным и родным.

REM: если кому-то по душе термин «котлета», да ради бога!




«Итак, мы начинаем» ©. Для работы нам понадобятся два пинцета — прямой и г-образный, путцхольцы* — большие и малые, в качестве малых пойдут зубочистки. Отвёртки, двух тут достаточно. Оптика, часовые масла, маслодозировка.

*- См. Тезаурус.



Для смазки одного механизма применяется до пяти видов масел. Масло для палет и баланса, для ангренажа, для ремонтуара и для пружины. Притом для первого витка пружины иногда применяется смазка, специально для первого витка пружины предназначенная. Такие тонкости. Но мы обойдёмся двумя универсальными — «702» для смазки пары металл-камень и «701» для пары металл-металл. Здесь их достаточно. Это недорогие масла, но со своей функцией справляются великолепно. Масла куплены на АлиЭкспресс в кои-то времена, накладную, увы не сохранил.

Начинаем. Кладём калибр на подставку «быстрой стороной» кверху и отпускаем пружину, придерживая отвёрткой стопор колеса барабана. Затем снимаем баланс вместе с мостом и прокладкой под ним.




Оборачиваем часы циферблатом вверх. Снимаем стрелки. Для этого воспользуемся г-образным пинцетом, подложив предварительно прокладку на циферблат, чтобы не поцарапать его. У меня вот такое приспособление из куска старой фотоплёнки.



Теперь снимаем циферблат и пластиковое кольцо между ним и платиной, опустив два винта на торцах платины механизма (они видны нв втором фото снизу).




Вот что под циферблатом. Снимаем шайбу, шкалу дней недели. Шкалы будут вымыты в шампуне и очищены мягкой беличьей кисточкой.




Теперь нам открыт доступ к мосту календаря. Отвинчиваем три крепёжных винта, снимаем мост календаря, аккуратно! — там несколько пружин и мелких деталей, стремящихся очень резво воспользоваться столь внезапно обретённой свободой!




Разбираем «медленную сторону». Снимаем колёса и рычаги календаря, вексельное и переводное колеса, пинцетом с прямыми губками снимаем минутный триб. Для снятия минутного триба прикладываем небольшое усилие.



Аккуратно раскладываем детали на чистом листе бумаги.



Медленная сторона свободна. Переворачиваем механизм. Демонтируем колесо барабана, заводное колесо. Заводное колесо крепится винтом с левой резьбой. Будем внимательны. Снимаем детали и мост барабана. Мост барабана крепится тремя винтами. Два коротких и одни длинный. Длинным винтом также закреплена собачка барабанного колеса. Снимаем её аккуратно, помня о пружинке, находящейся под собачкой.





Снимаем мост ангренажа, секундное и промежуточное колесо.




Демонтируем мост центрального колеса. Обязательно запоминаем какой винт где стоял. Если перепутаем, не соберём ремонтуар.




Снимаем анкерное колесо, мост анкерной вилки и саму вилку. При этом помечаем винты крепления вилки. Их нельзя спутать с другими.



А вот тут виден виновник остановки часов — тот махонький чёрный волосок, притаившийся на копье вилки. Удаляем его.



Итак, у нас остаётся ремонтуар. Снимаем крышку ремонтуара, извлекаем переводные рычаги, вал, пружину и кулачковую муфту.





Платина свободна.



Часы готовы принять водные, о, пардон, бензиновые процедуры. Для процедур используем бензин «Калоша». Качество бензина имеет значение. Некоторые оставляют налёт. Некоторые обладают весьма нехорошим запахом. Мне удалось приобрести вот этот сорт. С ним возможно работать даже в квартире, если окно приоткрыто. И следов на деталях не оставляет. Но если не найдёте такой, «Бензин для зажигалок» тоже сгодится.





Весь процесс чистки снять не получилось. Руки в перчатках, лицо прикрыл «лепестком», чтобы бензиновой смеси не нанюхаться, а действие проходило на балконе, то бишь, на свежем воздухе. В помощь были привлечены кисти, зубные щётки, путцхольцы и бумажные гигроскопичные салфетки. Итог — всё сияет.



Облагородим стрелки, снимем старый разрушенный лак и нанесём новый.





Приведём в порядок корпус (насколько это возможно). Вымоем, вычистим, отполируем стекло.

как было



а так стало



Скажем за это спасибо зубной пасте Prokudent :)
Лучшего полироля (по моему мнению, опирающемуся на длительную практику) для часовых акриловых стёкол ещё не придумали.

Как принято говорить, «сборка механизма производится в обратной последовательности». Поставим на место центральное колесо, смажем его камни, накроем мостом, соберём ангренаж — устанавливаем промежуточное, секундное и анкерное колесо, накрываем это всё мостом ангренажа. Смазываем камни и цапфы. Смазываем пружину и собираем барабан. Устанавливаем его на место и накрываем мостом. Ставим колёса барабана и заводное колесо. Отвёрткой заводим пружину на три-четыре щелчка и проверяем скат ангренажа — отлично!

REM: О термине «скат колёсной системы ангренажа» расскажу подробнее, поскольку это очень важный момент в ремонте часовых механизмов. Если пружину завести, то агренаж, не контролируемый анкерной вилкой, начнёт свободно вращаться с большой скоростью. Вращение происходит в одном направлении. Если механизм собран правильно и тормозящие факторы отсутствуют, то по окончании завода пужины колёса повернутся на определённое число оборотов в противоположную сторону. Это говорит о правильной сборке и обслуживании калибра. Если этого не происходит, то в системе есть тормозящий момент, причину которого нужно найти и устранить. Замечу, что проверку ската нужно производить только при смазанных камнях и цапфах, иначе цапфы могут перегреться от быстрого вращения и, как говорят, «сгореть» — потерять от нагрева закалку. Такие цапфы очень быстро выйдут из строя в эксплуатации часов.

Устанавливаем анкерную вилку, мост вилки. Смазываем рабочие грани палет. Заводим пружину на пару оборотов и проверяем импульс вилки. Есть, прекрасно. Ставим баланс. И — о чудо! — часы пошли. Теперь бушоны.

Работа с бушонами. Фото.
REM:Бушоны обслуживаем после того, как установлен баланс. Это делается так, чтобы масло создало плёнку, правильно заполнило объём и не растекалось. После обслуживания бушонов баланс уже не снимают, но если возникает такая необходимость, то при повторной установке весь процесс повторяется — то есть, промывается баланс, заново разбираются, промываются и смазываются бушоны. Иначе смазка узла будет нарушена и межпрофилактический период значительно сократится.









Аккуратно, придерживая путцхольцем «лиру», снимаем её. Снимаем бушон, отправляем его в бензин, где он благополучно рассыпается на две части — накладной камень и проходной. Промываем, собираем, капнув масла «702» на накладной камень, устанавливаем на цапфу баланса и, тихо шепча молитву и затаив дыхание, нежно отправляем лиру в её пазы. Уф! Теперь то же на платине. Готово. Собираем календарь. Тут хитрость в том, чтобы аккуратно, не поломав накопительную пружину, поставить на ось командное колесо с кулачком перевода дня недели. С раза пятого собираем переводные рычаги календаря. Ставим на место диск чисел и накрываем всё это мостом. Тут нужна сноровка. Но ничего. С пятого раза всё становится на свои места. Теперь водружаем на законное место диск дней недели, отведя иглой в сторону рычаг его фиксации. Шайба и отмытый в пяти шампунях циферблат с пластиковым кольцом-проставкой. Закрепляем, проверяем работу календаря, проводим его до момента переключения и ставим стрелки на футоры в этом самом положении, чтобы календарь у нас переключался ровно в 12-00.
Есть!
Собираем механизм в корпус.
Нажав на подавку, вынимаем заводной вал, устанавливаем калибр в корпус часов, фиксируем механизм распорным кольцом и, снова прижав подавку, устанавливаем заводной вал.



Теперь выставляем ход и выкачку по прибору. Поскольку далеко не у каждого дома наличествует такая экзотика, как ППЧ-7 (Прибор Проверки Часов), то на практике вполне применим смартфон с установленной на нем программой Clock Tuner, которую можно получить из Play Маркет Андроид. Бесплатной версии программы более, чем достаточно для вполне адекватной настройки хода механизма часов, но полная версия более информативная. По отображаемому программой графику при помощи градусника и подвижной колонки баланса выставляем выкачку и период колебаний 18000 ВРН. Вуаля — «в ниточку»! Ошибка хода составляет минус четыре секунды в сутки. Для такого механизма — более, чем великолепный результат.



Закрываем заднюю крышку-«хлопушку».

Всё!



А, нет, не всё! Собственно, ради чего всё это делалось.



P.S.

Поносил часики малость и решил, что с тёмными стрелками всё-таки будет лучше.



Тезаурус.

Ангренаж — совокупность колёс часового механизма. Собственно, это устройство передачи усилия пружины на спусковое устройство.
Бушон — узел часового механизма, часть инкаблока, защищающий цапфы осей от повреждения при ударе и сохряняющий смазку.
Выкачка — точная установка равновесного положения баланса.
Палеты — прямоугольные камни анкерной вилки, работающие с венцом анкерного колеса. Различают входную и выходную палету.
Платина — (ударение на первом «а») то, на чём, собственно, собирается весь механизм часов. Плата. Вот та штуковина круглой формы с множеством фрезеровок. К драгметаллам отношения не имеет.
Путцхольц (от нем. Putzholz) — заострённая деревянная палочка для чистки и удержания деталей при сборке.
Ремонтуар — механизм перевода стрелок вручную.
Футор — цилиндрическая часть колеса для крепления стрелок.
Цапфа — самая тонкая часть на конце оси колеса, входящая в отверстие камня.



Добавить в избранное +216 +357
свернуть развернуть
Комментарии (126)
RSS
+
avatar
  • Zynq
  • 05 августа 2019, 09:27
+49
Хороший слог, золотые руки, +
+
avatar
+1
ремонтирую как хобби электронику, решил что мне стоит сменить батарейку в своих Timex — в итоге сломанный вал на котором барашка настройки( часовой мастер уже 3 месяц держит эти часы. Если есть часовых дел мастера — скажите, реально ли поставить родную барашку? Т.е из нее надо высверлить обломок вала, и вставить новый, первый мастер поставил мне вал с другой барашкой но это порнография, отдал второму мастеру, который сказал, что работа творческая и не факт, что получится
+
avatar
  • Seth
  • 05 августа 2019, 10:37
0
Вал спокойно вытаскивается, там надо на крючок нажать. На Али и ебее вала нет с барашкой?
+
avatar
0
так проблемы не в том, что вал вытащить, а в том что родной барашек нужен, в котором обломок вала оставлся, да я и не искал откуда там будет такое
+
avatar
  • zair
  • 11 августа 2019, 15:21
0
нужен часовщик — токарь, а большинство часовщиков — собрать-разобрать-смазать.
+
avatar
+6
Уважение за прямые руки и терпение!
+
avatar
  • nbo2006
  • 05 августа 2019, 09:38
+10
Это какаято магия)
+
avatar
  • kopbetby
  • 05 августа 2019, 09:40
+4
Про полировку стекла подробнее не расскажете?
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 10:06
+20
Сейчас попробую. Собственно, речь о пластиковом, акриловом стекле. Минеральное отполировать не получится, там только замена.
Итак, для полировки стёклышка нужны: зубная паста — в принципе, не важно какая, но лучше не отбеливающая. В этот раз полировал той, что на фото внизу. Ветошка — в данном случае часть ткани от старой футболки. Извлекаем стекло из корпуса. Если не получается, то на извлекаем, полируем, держа за корпус. Разумеется, механизм из корпуса вынут! Кладём ветошку на ровную поверхность, скажем, на раковину в ванной комнате — процесс влажный. Смачиваем ветошку — слегка, выдавливаем на неё немного зубной пасты и… с деликатным нажимом лаз пятьсот туда-сюда стеклом по ветошке. Иногда и за меньшее число проходов получается. Контролируем процесс, промывая стекло под струёй воды и глядя сквозь него на свет. Заполировывает даже весьма глубокие царапины.

+
avatar
  • AlMaZ
  • 05 августа 2019, 11:02
0
А вы не работали с Cape Cod Polish тканью для полировки? У меня за 5 лет прилично так поцарапались часы, эта тряпочка прилично помогла, но остался безель. Боюсь не поцарапает ли она мне сапфировое стекло. В теории не должна, но проверять не горю желанием. На зарубежных форумах мнения разнятся.

Местные часовые магазины предлагают отполировать за практически 400 уе с полной разборкой, что звучит слишком для меня.
+
avatar
  • Seth
  • 05 августа 2019, 11:04
0
Бери зубную пасту или полироль для фар если боишься, но будет дольше.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 11:25
+3
Нет, с такими салфетками не работал. А стекло… если на стекле антибликовое покрытие, то эта салфетка снесёт его мгновенно. Можно сделать сильно хуже, чем было. Сам же сапфир трудно повредить. Но он и не повреждается в эксплуатации. Даже «сандвичи» из минерального и сапфировых стёкол вариант весьма износостойкий.
400$… так элементарная смена батарейки от 10 ойро у нас. А если глубже, то соответственно.
Корпуса же я по-старинке — паста ГОИ, ювелирная микродрель, фетровая насадка и потихоньку-полегоньку.

Да, а безель обычно же съёмный. Снять и полирнуть. Или речь о ранте стекла? Тогда… можно заклеить стекло плёнкой и аккуратно по ранту салфеткой. Как-то так.
+
avatar
  • AlMaZ
  • 05 августа 2019, 11:51
0
Скорее о ранте стекла речь, да. Спасибо за совет, подумаю про пленку. Надо проверить есть ли антибликовое покрытие, но, по-моему, не было.

Я верю, что оно так и стоит примерно, как минимум за меньшую сумму я бы не полез кому-то что-то в часах менять, но жаба пока говорит, что не слишком они и поцарапаны :)
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 12:07
0
Лучше не проверять, но признать, что там оно есть априори. А то следы проверки останутся. Тем более, что его просто так может быть и не видно.

400$ или даже вполовину того — это новые и вполне приличные часы с корпусом из титана, сапфировым стеклом и радиоконтролем. Например, что-то из Casio Lineage или Oceanus.
+
avatar
  • AlMaZ
  • 05 августа 2019, 13:12
+3
Я старовер и в моем мире часы должны быть без батареек :)
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 13:19
0
Я тоже — «За!»

Однако купил бы электронные часы, но это случится не раньше, чем смартфоны станут механическими ;)
+
avatar
+2
'Минеральное отполировать не получится'
Оксид церия. Я, правда, совсем другие вещи полировал, но суть та же
+
avatar
  • wwest
  • 06 августа 2019, 09:59
+8
Он же «полирит»-смесь оксидов церрия, стронция и прочих редкоземов.Но продают мешками для оптической промышленности.
Искать на форумах телескопостроителей и оптиков.
Несколько грамм хватит вам на всю жизнь.Слаборадиоактивен.Не вдыхать.Полирвать с водой(вода растворяет стекло при полировке-оч сложный процесс).Если соблюдать аккуратность и ТБ безвреден.
Всё получится, люди руками делали линзы и зеркала диаметром до полуметра!!!
Реставрировал, сполировывал царапины грубиной 3-5 микрометров на линзах ф почти 100мм (сетка царапин на оптике по центру линз от старости) и снимал просветление от воды (вода выщелачивает стекло и образует просветляющую плёнку за десятилетия хранения на улице, НО пятнами) глубиной 3мкм на древнем объективе Герца 1912 года и Индустар-17.Четыре наружные поверхности линз.
Полировка требует знаний и приспособлений.Полировал смоляным полировальником, одна поверхность примерно неделя по 2-3 часа в день.

Вполне реально сполировать и восстановить линзу большого диаметра ЕСЛИ царапины не глубже 5 мкм.
Полировал глубокую царапину в 500мкм(0,5мм) на линзе ф 300мм от лампы-лупы времён СССР.Получилась заполированная глубокая царапина.Использовал алмазную пасту 20-10-3 и фетровый круг.
+
avatar
0
просветление от воды… глубиной 3мкм на древнем объективе
А можно узнать, как измеряется такая глубина?
+
avatar
  • wwest
  • 07 августа 2019, 21:52
+3
По опыту и теории.Осмотром прод микроскопом или 10-20х лупой при солнечном свете.
Толщина древнего химического просветления на заводе не более 1мкм(реально меньше), естественного выщелачивания не может быть больше 3-5 мкм.Если там уже не каверны.
Вообще толщину плёнок можно измерить очень точно по цвету интерференции.Например радуга бензиновой плёнки в луже.
Но мне не нужна была точная глубина выщелачивания потому что мелкая сетка царапин была глубже, а она имеет типичную глубину до 3мкм.И задача состояла в основном в РАВНОМЕРНОМ съёме слоя стекла по сфере линзы на глубину сетки микроцарапин в 3 мкм.
5мкм это уже довольно глубокая царапина для оптики.
Кроме того известно сколько стекла снимается за 1 час равномерной полировки с постоянным давлением смоляным полировальником с полиритом (сейчас уже не помню но непринципиально уточнить в книгах или на форумах).
Как я писал на 3-5 мкм уходило 5 дней недели от 2 до 3х часов в день работы руками.
3мкм 2 часа х5=10 часов.
5мкм 3 часах5=15-18 часов.Примерно так.
За 1 час снимал с линзы 100мм примерно 0,3 мкм.
А просветление уходило с большей площади примерно после 5-6 часов работы.Оставалась только лёгкая микро сетка царапин на самом куполе линзы.
Получается что толщина просветления была в районе 1,8-2 мкм.Но местами толще 2мкм, местами тоньше-пятнами.
Если бы не было пятен-я бы его и не трогал! В 1912 просветление ещё даже не изобрели! И Герц его не имел.Кстати оптик Герц сооснователь фирмы Цейсс и присоединился к нему кажется в 1918 году.Но вики описывает несколько по другому: В 1926 году германское отделение Goerz, чтобы избежать банкротства, было вынуждено слиться с компаниями ICA, Contessa-Nettel и Ernemann. Таким образом появилась компания Zeiss Ikon. В новой компании Carl Zeiss приобрёл 53 % акций.

Стекло часов, если не сапфир, в разы меньше диаметром и пропорционально быстрее.Теоретически.И полировать его можно не смоляным полировальником а шуруповёртом с фетровым кругом и алмазной пастой.У алмаза твёрдость выше чем у оксида церия.
+
avatar
0
Понятно, спасибо за подробный ответ!
+
avatar
  • LePart
  • 06 августа 2019, 11:44
0
Если речь о восстановлении раритетного Пецваля для портретирования с применением «трушных» коллоидных процессов, то такое вполне может быть понято и воспринято. Но замена стекла в часах…
Поставить сапфир себе дешевле будет :)
+
avatar
0
Вполне реально сполировать и восстановить линзу большого диаметра ЕСЛИ царапины не глубже 5 мкм
Согласен. А совсем большие царапины лучше чернить
+
avatar
  • led178
  • 10 августа 2019, 17:31
0
Есть Nokia 112. Кнопочная, пластиковая. Жила несколько лет в соседстве с ключами, саморезами и т.д. Попробовал два вида зубной пасты — шиш. Сегодня купил Рестовратор фар LAVR (три вида шкурки и паста). Результат — шиш. Тер с водой тремя шкурками, в конце пастой, все по инструкции. Я бы сказал что даже самая крупная шкурка последствий для экрана не несет. Вопрос философский — из чего же эта адова Нокия сделана, и вопрос практический — как его отполировать. Новых увы в продаже нет.
+
avatar
  • Seth
  • 05 августа 2019, 10:21
0
Зубная паста хенд мейд вариант, есть полироль для фар, ей побыстрее будет, можно использовать в качестве ветоши туалетную бумагу, есть и у нее свойство полировать. Глубокие царапины так не убрать, но заматует.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 10:24
+8
«Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое!»
© Филеас Фогг.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 11:20
+6
+
avatar
  • wwest
  • 06 августа 2019, 10:12
0
Скажите ещё руками.Ага-ага.
Стекло телефона нокиа поцарапанное.
Шуруповёрт, фетровый круг и алмазная паста.1-2 часа!!!
Глубокие царапины не убрал но хоть прозрачное стало.Глубокие надо шкуркой сначала сошлифовывать на глубину до 1- 0,5мм.
Фигня ваша зубная паста против алмазной.
+
avatar
0
А как вы сделали, что бы паста в микрофон не попала и динамик? Или полную разборку телефона делали?
+
avatar
  • wwest
  • 07 августа 2019, 21:47
0
Нет, разборки не делал лень было и в хорошем состоянии был, только стекло погрызенное.
Так фетровым кругом ф 50-60мм на МАЛОЙ скорости шуруповёртом 150 об в минуту (менее 300), пастой алмазной.Она довольно густая и впитывается в фетр.
Если и попадают частицы в углубления то ватными палочками со спиртом или бензином вытирается.А можно и закрыть предварительно типа ваткой и скотчем.
+
avatar
+5
Обалденно! Столько много новых слов узнал, а работа конечно проделана великолепная, все на ювелирном уровне. Аплодисменты!
+
avatar
+3
Спасибо за обзор! Как все просто.Была у меня мечта побывать внутри часов.Понял, что преодолею лишь пол пути.Видно что автор обзора — большой спец.
+
avatar
0
В этом корпусе ключ без винта это почти как топить котят.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 10:07
0
Так не топите котят, дайте молочка им.
Там силиконовый сальник стоит. Руки мыть можно. Просто туннель снят.
+
avatar
0
Да дело не в сальнике, ежику понятно что с хлопушкой винт не имеет физического смысла.
Дело в гармонии- если есть дайверский безель значит голова должна быть как минимум похожа на винтовую, даже если винта там и нет, как то так.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 10:37
+3
Ну, для приготовления рагу из кролика нужно иметь по крайней мере кошку. «Я тебя слепила из того, что было» ©
Смысл этого рукотворчества в том, чтобы «поднять» калибр и сохранить его. С этим всё в порядке. А остальное — дело третье.
+
avatar
  • Seth
  • 05 августа 2019, 11:02
0
Можно ещё люм нанести как вариант доработки.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 11:20
+1
Он белый, на этом циферблате неважно смотрится. Смыл и нанёс чёрный лак. Ну… это не конечный вариант, будет корпус «Ракеты», там поколдуем. Этот — «времянка».
+
avatar
  • smasters
  • 05 августа 2019, 10:18
+1
Спасибо, прочел с интересом. И уважение за прямые руки.

Некогда возникла необходимость поменять механизм на какой-то бюджетной модели часов. Всего-то казалось бы работы — переставить кольца календаря, циферблат, стрелки и эксцентрик автоподзавода (с логотипом) на Miyota 8215 и запихнуть всё это в корпус… Но как я задолбался :) Дальше я бы не полез.

За ремонт просили больше стоимости часов, а механизмы продавались кажется всего за 35 евро. Котлета 100% конечно, но ходит лучше родного, у родного ошибка хода постоянно плавала.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 10:43
+1
ходит лучше родного
Вот в том-то всё и дело! А то — сразу «катлето» :)
+
avatar
  • pafnuty
  • 05 августа 2019, 10:19
0
Восток-Ракета-новый гибрид в часовом мире)
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 10:41
+6
Не так уж и новый, есть прецеденты :)

+
avatar
+4
Хороший, и-познавательный обзор!
Если честно, то впервые увидел наглядный и практический процесс ремонта\препарацию\«трепанацию» часового механизма, за что отдельное спасибо!(-ещё один «тёмный уголок» жизненного опыта освещён светом познания..).
Пошёл воскрешать «а-ля П.Буре» советского часового производства..-повешу на цепочку, да как форсану! ;-)
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 11:47
+5
Спасибо и успехов при восстановлении! :)

Да, оно-то лучше видео, но и в фото-варианте работать и параллельно снимать — та ещё задача. Почти день на всё. И это практически фото без обработки. А без камеры куда как быстрее. Даже сборку не стал снимать. Собственно, похожие снимки будут. Но гляжу, коллегам по сайту это интересно. Так что при случае, как что-нибудь любопытное попадётся, постараюсь как-то шире рассказать.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 13:27
+2
повешу на цепочку, да как форсану! ;-)
Ага!

+
avatar
+3
Прочитал с удовольствием… Сам бы никогда не смог починить… Максимум продуть грушей…
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 11:48
+1
продуть грушей
Это тоже вариант ремонта. Но только очень-очень осторожно! :)
+
avatar
  • DVANru
  • 05 августа 2019, 11:57
+1
Ювелирная работа! Большой респект! Жаль карму толко единожды можно поднять…
+
avatar
  • DikiyMan
  • 05 августа 2019, 12:09
+2
не подскажете, сколько могла бы стоить подобная работа по разборке-чистке-полировке-регулировке? давно лежат часы Восток — подозреваю, что ценность в глазах знатоков они имеют околонулевую, но для меня это память о дедушке.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 12:24
+3
Мне трудно сказать. Всё зависит от того, где и кто возьмётся за такую работу. И — немаловажно!- как её выполнит. Можно запустить механизм, вообще его не разбирая, затратив на всё про все менее часа. И он будет работать. «Но не долго», как говорил известный политический персонаж. А для полного репассажа нужно минимум полдня и то, не отвлекаясь.
Поговорите с разными мастерами, проведите кастинг, так сказать. Восток не сложные часы, запчасти есть у людей, ещё советские остались у многих часовщиков.
+
avatar
  • DikiyMan
  • 05 августа 2019, 12:58
+1
а где их, мастеров, вообще принято искать? на авито?
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 13:06
+1
Неужели не осталось ни одного «Дома быта»? Где-то же должны быть часовщики. Да хоть какой-то уголок с вывеской «Ремонт часов».
А попробуйте зайти в часовой отдел в Универмаге или как оно там сейчас зовётся и спросите, кто у них ремонтом занимается. Обычно часовые отделы «прикармливают» своих мастеров. Наверняка подскажут. Ну и такие дела лучше очно решать, а то выслать невесть куда да кому и получить неизвестно что в результате…
+
avatar
  • DikiyMan
  • 05 августа 2019, 13:15
0
у нас в «доме быта» сидит под такой вывеской человек, меняющий батарейки. по совместительству точит ключи, от сложной работы отказывается.
спасибо, попробую поискать)
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 13:24
+1
Нешто он один на весь город? Обычно часовщики советуют коллег, к которым обратиться можно. Не может такого быть, чтоб не было, ведь когда-то же оно таки да было :)

А сложная работа… ну да. Ему день потратить на такое надо, если ещё сможет, а заработает он на этом, как за замену десятка батареек. Так что ему проще?
+
avatar
+2
У нас, например, в настольных/настенных часах «часовщики» с ходу предлагают механизмы менять (300р, это около USD 5). И суют туда что-то уровня будильников из фикспрайса. пришлось «кобзарi» знакомому пожилому человеку ремонтировать ))). Узнал много интересного. Про наручные часы и подумать страшно. У старых мастеров уже зрение не то, у тех что помоложе нет ни квалификации, ни элементарной любознательности, похоже
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 17:56
+1
Ну так вода и электрический ток текут по пути наименьшего сопротивления. Мастера, похоже, действуют по тому же принципу :)
+
avatar
0
вот попутно вопрос
в упомянутых настольных часах я столкнулся с тем, что надписи на циферблате нанесены какой-то очень непрочной краской, которая смывается водой (а там кто-то уже побывал, пыль, пятна, разводы какие-то). Часы всего-то лишь 1980-х годов. Часто ли попадается подобное? Как работать с подобными вещами? Т.е., в некоторых случаях необходимо просто заранее понять, что вот конкретно это лучше не трогать )))
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 18:59
0
Да никак. Не трогать. Продуть воздухом и всё. Иначе страшнее можно сделать. Или новый изготавливать, но это — отдельная сказка. Тут я не великий спец.
+
avatar
0
а вот как было понятно, что данный циферблат все-таки можно в пяти шампунях мыть? )))
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 21:09
0
«Опыт и практика — великое дело!..» © — копач Бонавентура. «Сто тысяч», Карпенко-Карый :)

Видно по краске, лаковому покрытию. Ну, шестое чувство, если хотите. Просто перемыл и продул их… много.
+
avatar
  • Frolm89
  • 05 августа 2019, 14:10
+5
Бензин в Леруа Мерлен достаточно хороший. Обзор мне напомнил, «как нарисовать сову».
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 15:48
0
Нарисовали? :)
+
avatar
  • 924800
  • 05 августа 2019, 14:16
0
… махонький чёрный волосок… — как он туда попал?
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 15:46
+4
Я его спросил, но он не ответил…

Где-то когда-то слыхал я стихотворение —

"… песчинка я, но всё же как приятно
весь механизм остановить собой!"
+
avatar
  • LePart
  • 07 августа 2019, 20:08
+1
Ещё расскажу. Работал с карманной «Молнией». Купил у ребят-старьёвщиков. Нерабочая, дёшево. Так вот нерабочая она оказалась из-за того, что на платине под самой анекрной вилкой нашла свой последний приют моль! Притом так, что хром вокруг разложился. Но ничего, восстановил, тикает.
+
avatar
  • Youmuren
  • 05 августа 2019, 14:55
+4
И что поразительно при сборке лишних запчастей не осталось)))
Добра!
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 15:48
0
Спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 06 августа 2019, 11:14
+2
Лишних никогда не остаётся. Но вот недостающих бывает очень даже часто. Посему занимаешь соответствующую позицию на полу с упором на четыре точки, и как в сериале «Секретные материалы» — фонариком и магнитом по полу. Иногда даже удаётся найти потерю. Был случай, когда ускользнувшую дефицитную стрелку нашли через месяц при пересадке вазона — в земле. А часы лежали и ждали этого. Вот радости-то было!

Поэтому высшая похвала — это когда говорят: "… и ни одной детальки при этом не потерял!" :)
+
avatar
  • Manuel
  • 08 августа 2019, 18:39
0
Вообще-то, профессиональный часовой стол должен быть оборудован фартуком из белой ткани. Как раз, чтобы стрелки ловить…
+
avatar
-11
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 17:52
+16
Но 4 секунды в сутки...
Честно — сначала хотел ответить, развёрнуто ответить, но потом решил: «холивара» не будет.
+
avatar
+1
Спасибо. Очень интересно.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 18:07
+2
Не за что. Будет что интересное, настроение и время, поделюсь ещё.
+
avatar
  • DDimann
  • 05 августа 2019, 18:17
0
Прям большой плюс за прямые руки и великое терпение.
У меня вот руки заточены совершенно под другое, про терпение лучше вообще промолчать.

… замена батарейки на часах привела к покупке новых — так закрывал заднюю крышку (теперь знаю, что такой тип крышки называется «хлопушка») расхреначил стекло :)
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 18:45
+2
А теперь представьте, что в коллекции до сотни всяческих часов и восстановлены они за редким исключением (там нужны были станочки) собственноручно :)
«Хлопушку» во многих часах иначе, чем специальным прессом, не закрыть. Чревато разрушением Предмета. Увы.
+
avatar
+1
Сложно конечно для повторения если нет опыта. Я давно, еще в школе, подрабатывал в часовой мастерской у знакомых — прямо вспоминаю как непросто было попасть осью в камушек и как она легко ломается (а потом адская запресовка новой). В данном случае опыт у автора явно есть и все сделано правильно, даже избыточно. Можно было просто, сняв циферблат и календарь, замочить в указаном бензинчике пару часов с постоянными потряхиваниями/полосканиями или в УЗ-ванне на минимальной мощности пару минут. Волос найти с лупой. Смазка, да, сложно, но щетинкой с каплей на кончике коснуться всего, что должно двигаться и половина смазана. Подобным способом оживили часы утопленные в молоке и после несколько дней сушеные на батарее.

Про прибор установки точного хода — вылезла ностальгия, вспомнилось его щелканье.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 18:51
+2
Посмотрите этот ролик. Но — ахтунг! -слабонервным настоятельно не рекомендую. Возможен когнитивный диссонанс :)

Ну и по поводу восстановления. Иногда попадается калибр, изрядно тронутый ржавчиной. Приходится недельку в керосине отмачивать перед тем, как тронуть его. Ну и зубцы трибов так не очистить. Всё равно придётся их кисточкой. Даже после ультразвука, если там вся эта смола застаревшая.
+
avatar
0
Метод в ролике обсмеяли, конечно в раствор и сразу без замачивания трясти.
Я думал, что эта профессия уже умерла.
+
avatar
  • Bako
  • 05 августа 2019, 22:59
0
Мда, действительно ахтунг. Как метко сказали в комментах — это «Как мыть задницу, не снимая трусов» И главное зачем, он жё всё равно (по его словам) разбирает часы для смазки. Имхо, пружине точно трындец. Вот поэтому человек выше и ищет нормального, проверенного мастера.
Можно попробовать кинуть статью на страницу ПЧЗ — vk.com/russianwatches.
+
avatar
  • Frolm89
  • 05 августа 2019, 19:58
0
Не рискнул-бы мелкие механизмы в уз ванну.
+
avatar
  • LePart
  • 05 августа 2019, 21:14
0
Так ванны разные бывают. Но… несколько веков без них обходились, а часы не так уж сильно с тех пор изменились. Они — как оружие, — сто лет назад разработали, так со своей функцией и справляется до сих пор.
+
avatar
  • Frolm89
  • 06 августа 2019, 02:31
0
Да, некоторые промышленные ванны такие, что «ванночки» ремонтников сотовых кажутся игрушками. Но все они успешно затупят лезвие от бритвы например. Порой едят металлизацию на пластике.
+
avatar
  • LePart
  • 06 августа 2019, 09:27
0
Вот-вот. Сила есть, как говорится, остального не надо. Ещё вопрос в моющем составе. Посему — не навреди.
+
avatar
  • Kevolech
  • 05 августа 2019, 21:48
0
Очень рекомендую обзавестись всеми видами нормального часового масла. Хотя бы маслом завода Микромеханика (на часовом форуме частенько продают мелкими фасовками). А то будет обидно, когда через 1-2 года часы начнут хандрить, не отработав положенного срока до следующего репассажа. А ещё, при мойке часов очень выручает хорошая ультразвуковая мойка.
+
avatar
  • Bako
  • 05 августа 2019, 23:02
0
А вообще потребность часового масла есть в России? Мы со швейцарцами работаем, они занимаются маслами и смазками. У них в каталоге есть позиция масло для часов, но насколько она в здесь востребована?
+
avatar
  • Kevolech
  • 05 августа 2019, 23:27
0
Даже не знаю. Это надо спрашивать у тех, кто профессионально занимается ремонтом часов. Могу лишь сказать, что среди любителей, немногие пользуется швейцарскими маслами ввиду их дороговизны. Но купить их не проблема. Тот же Мёбиус, например.
+
avatar
  • LePart
  • 06 августа 2019, 09:31
+1
Вопрос в целесообразности применения масел «Мёбиус» в механизмах старых советских часов.
+
avatar
  • Kevolech
  • 06 августа 2019, 10:30
0
Вы правы. Поэтому я выше и упомянул дешёвые масла московского завода.
+
avatar
  • LePart
  • 06 августа 2019, 10:47
0
Я работал с МБП-12, МЦ-Н, МН разной вязкости. Но сейчас остановился на «702» для мелких калибров и «701» для крупных, для «Молнии», скажем. Мне эта серия показалась более стабильной. По крайней мере часы, перебранные более пяти лет тому, не вызывают никаких нареканий. И эти смазки сейчас в моём регионе более доступны, их легче купить.
+
avatar
  • Kevolech
  • 06 августа 2019, 13:56
+2
МБП-12 — это старьё ещё советских времён. Современный аналог МБП-12 — это МН-45. Для камней колёс МН-30, ну и МЦ-Н для всего остального, кроме узла ремонтуара. В ремонтуар ОМЧС.
+
avatar
  • Gruffy
  • 05 августа 2019, 23:47
+1
Прерасно понимаю, что практической пользы для меня в обзоре нет, но прочитал и просмотрел полностью. Уважаю рукодельников, безусловно — плюс.
+
avatar
  • vicnur
  • 06 августа 2019, 06:39
+1
Спасибо огромное! Получил удовольствие!
+
avatar
0
А подскажите, можно ли использовать ультрозвуковую ванну для чистки механизма?
+
avatar
  • moza
  • 06 августа 2019, 08:38
0
Если она есть, то даже нужно!
+
avatar
  • LePart
  • 06 августа 2019, 10:52
0
«Можно. Только осрожно!» © :)
+
avatar
0
Ну я так понимаю, надо снимать все части механизма содержащие пружины, что бы их УЗ не побило так?
+
avatar
  • Kevolech
  • 06 августа 2019, 14:06
+5
Ультразвука в часах боится только анкерная вилка. У неё камни приклеены шеллаком, который разрушается под действием оного. Ну и циферблат со стрелками нельзя в УЗВ мыть. Всё остальное мойте на здоровье.
+
avatar
+1
Спасибо, с меня плюс.
+
avatar
  • moza
  • 06 августа 2019, 08:42
0
Для более полной чистки, нужно было ещё пружину из барабана извлечь и почистить, а также смазать рабочие плоскости палет (камней) анкерной вилки
+
avatar
  • LePart
  • 06 августа 2019, 09:25
0
Да, мэа кульпа, о чистке барабана нужно было рассказать. Пружина здесь интересная, S-образная. Но перебирал барабан в перчатках, руки в масле, поленился камеру взять. А о смазке палет в тексте есть, правда, коротко. И ещё я упустил отметить, что цапфы вилки не смазывают.
+
avatar
  • Avgur
  • 06 августа 2019, 10:48
0
Спасибо, за подробный обзор!
Интересно было почитать.
Подскажите, пожалуйста (не увидел в обзоре) как Вы вынули механизм из корпуса? По идее там мешает ручка которой заводят часы.
+
avatar
  • LePart
  • 06 августа 2019, 11:01
+8
Всё очень просто. Видите кнопку («подавку»), обозначенную стрелкой? На неё нужно надавить и одновременно с этим потянуть переводной вал наружу. Он и выйдет. Устанавливать вал на место нужно так же — нажимаете на кнопку, подаёте вал в канал, слегка поворачивая, чтобы попасть в прямоугольник «бочонка» кулачковой муфты, и всё, вал на месте. Не перестарайтесь с нажимом, а то соскочит переводной рычаг в ремонтуаре и придётся демонтировать всю медленную сторону, чтобы добраться до ремонтуара и поставить там всё на место!



P.S.
Для того, отчасти, и комментарии, чтобы восполнить упущенное. Со стороны оно виднее, чего не хватает.
+
avatar
  • rstk
  • 07 августа 2019, 08:53
0
С интересом прочитал, спасибо. Восхищён, ибо сам так не смог бы, терпения не хватит.
В молодости механические часы перед сном клал под подушку или рядом, ритмичное тиканье всегда действовало как снотворное, даже в поезде засыпал мгновенно. С кварцами такое уже не прокатывает, увы.
+
avatar
0
вот расскажите еще тогда
Один старый партизан мне поведал про некую костную смазку — лучше ее, говорит, и не придумаешь ничего. Зная его склонность к рассказыванию всяческих баек, отнесся к информации с некоторым сомнением — однако, загуглив, уверовал ))) Но, я так понимаю, сегодня это уже экзотика, если не сказать анахронизм? Или для труЪ антиквариата ее применяют?
+
avatar
  • LePart
  • 07 августа 2019, 14:48
+2
Нет, не применяют. И в чистом виде тоже её очень давно применяли. Очень давно. Именно из-за подобной смазки до сих пор гуляет мнение, что репассаж часам чуть ли не каждый год проводить надо. Но потом появились комбинированные масла, в состав которых костное масло тоже входило, но в век синтетики это лишено смысла. Да и минеральные масла сейчас великолепные. Для подобных механизмов вот одно, вот второе.
+
avatar
  • Onegin45
  • 07 августа 2019, 19:01
+2
Очень познавательно. Разбираю-собираю ноутбуки\телефоны — народ смотрит большими глазами. Тут я сам смотрел большими глазами, и примеряя на себя, думал, как бы я запоминал/записывал, где и какой болт стоял :) Вроде бы ничего сложного, на страшно, а жуть © По больше бы таких обзоров…
+
avatar
  • LePart
  • 07 августа 2019, 20:03
+2
Если будет что-то интересное, обязательно. Может, о «Победе» расскажу и о «Молнии». Они как бы близнецы и братья в разных размерах. Можно поговорить о часах «Слава». Тоже весьма интересный механизм.

Кстати, у таких фото-сессий практический смысл — если чего забыл, тут же и посмотришь, как оно было.
+
avatar
  • NickRoss
  • 07 августа 2019, 19:12
0
лицо прикрыл «лепестком», чтобы бензиновой смеси не нанюхаться
Хм. А с каких пор лепесток защищает от паров бензина?

«Лепесток» — простейший одноразовый респиратор, предназначенный для защиты от пыли и аэрозолей, но не от паров и газов ©
+
avatar
  • LePart
  • 07 августа 2019, 19:59
+3
Пары не так важны на свежем воздухе, они уходят с движением воздуха, а вот когда вы работаете щёткой, пропитанной бензином, оттираете платину и мосты, то вокруг летает облако аэрозоля, мелких капелек, брызг. Вот это реально донимает. Фактически, в дыхательные пути попадает именно жидкий бензин. Но от них именно лепесток спасает.
+
avatar
  • NickRoss
  • 07 августа 2019, 20:11
0
Этот момент я упустил
+
avatar
  • wwest
  • 07 августа 2019, 21:41
0
Аэрозоль бензина мгновенно превращается в пар.
Лепесток бесполезен.
Там уже грязь летает с маслом.Вот от неё и помогает лепесток.
+
avatar
  • LePart
  • 07 августа 2019, 23:02
0
мгновенно превращается в пар.
если бы. успеваешь нанюхаться.
+
avatar
  • wwest
  • 08 августа 2019, 19:18
0
Так паров нанюхаться а не капель.Концентрация то запредельная.Только что испарение произошло.
Собственно и впрыск топлива в двигатель на этом эффекте основан.
+
avatar
  • Tolan
  • 07 августа 2019, 22:00
+1
Снимаю шляпу. Людей, умеющих как положено обслужить и отремонтировать механические часы очень немного среди нас…
+
avatar
  • LePart
  • 07 августа 2019, 23:02
0
Благодарю!
+
avatar
  • Rent
  • 07 августа 2019, 22:09
+2
Интересно сколько человек как я жмакнуло на кнопку «добавить в избранное»?
+
avatar
  • LePart
  • 07 августа 2019, 23:02
0
:))
Tnx!
+
avatar
  • liaxei
  • 09 августа 2019, 17:38
0
Хотел реанимировать механизм 3871. Но застрял на поисках масел. Во-первых наименования из старой спецификации уже не делают. Во-вторых аналоги по месту не купить. Похоже, что они есть в Москве, но даже один вид масла из списка превысит стоимость таких часов в рабочем состоянии. 100мл российского производства стоит порядка 15-20 USD. А их там 4 вида.
Интересно, что вы обошлись лишь двумя видами.
+
avatar
  • LePart
  • 09 августа 2019, 20:16
0
Посмотрите ответ от 7.08. 14:48. Там ссылки на смазки, которых предостаточно для подобных механизмов.

Да, ста граммов часового масла достаточно для смазки всех механических часов среднестатистического областного города на протяжении лет пяти :)
+
avatar
  • liaxei
  • 12 августа 2019, 12:04
0
спасибо за ответ. подскажите, как часто приходится делать репассаж при применении этих китайских масел.
вы кажется упомянули, что они синтетические? я читал, что синтетика в отличии от минералки испаряется и механизм работает на сухую — то есть на износ. поэтому тут важно не забывать производить работу в срок в отличии от минералки, которая со временем просто загустеет и остановит механизм.
+
avatar
  • LePart
  • 12 августа 2019, 15:08
0
Всё с ними нормально, маслами этими.
+
avatar
  • liaxei
  • 12 августа 2019, 12:37
0
Кстати нашел очень хорошие цены на эти масла. В других местах слишком дорого:
www.fasttech.com/search?Watch%20Lubricant%20Oil
+
avatar
  • DD174
  • 12 августа 2019, 08:42
0
А я пару недель назад отдал в ближайшую мастерскую командирские часы, у которых был сломан только фиксатор головки завода. Лучше бы кому-нибудь по почте отправил.
+
avatar
  • zebroza
  • 13 августа 2019, 13:13
0
Читал как-то на часовом форуме, что выставляя ход и выкачку часов с помощью программы на смартфоне, мы намагничиваем механизм динамиком смартфона, что влияет на точность хода. Что вы думаете по этому поводу?
+
avatar
  • LePart
  • 13 августа 2019, 14:20
+1
Магнит динамика телефона и комару не навредит. Чтобы намагнитить анкерное колесо, спираль баланса и анкерную вилку, часы нужно «приклеить» к неэкранированному магниту динамика как минимум звуковой колонки.
Но если прикладывать к смартфону страшно, пользуйтесь выносным электретным микрофоном, то бишь, микрофоном гарнитуры.
Однако, если смартфон в смарт-футляре, этот таком, где во флипе вшит серьёзный неодимовый магнит для управления телефоном, то в таком случае действительно нужно вынуть смарт из футляра, а футляр отложить подальше на всякий случай.
+
avatar
  • zebroza
  • 13 августа 2019, 15:57
0
Благодарю за ответ.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.