Авторизация
Зарегистрироваться

Карманные часы "Молния" калибр 3602. Ностальгия по настоящему.

17 ноября 1947-го года на Челябинском часовом заводе был начат выпуск карманных часов «Молния», продолжавшийся до 2007-го года. Это были весьма неплохие карманные часы как в открытом оформлении на механизме ЧК-6 на пятнадцати камнях, так и в оформлении «хантер», то есть, в корпусе, стекло которого закрывалось откидной крышкой. В такой корпус устанавливался калибр 3602 на восемнадцати камнях. Часы пользовались популярностью, притом вполне заслуженной. Они были удобны и неприхотливы. А главное — недорогие. Но всё текло, всё изменялось, и поскольку «непрерывно меняется мода», то не только сами часы, но даже их история стала достоянием архивов и музеев, а всё ещё существующие рабочие экземпляры перешли в собственность маргиналов, которые никак не могли расстаться с подобным аксессуаром, находя в нем особую прелесть. И так бы оно продолжалось, если бы не… одно интересное событие, происшедшее сравнительно недавно. А именно то, что часовая промышленность Китайской Народной Республики наладила массовый выпуск корпусов под тридцать шестые часовые калибры. Корпусов разнообразных, рассчитанных на установку механизмов типа ST-36 или Unitas, которые без каких-либо проблем доступны к приобретению на Интернет-площадках, скажем, на Али Экспресс. Разумеется, предприимчивые люди быстро сообразили, что 36-ой калибр от «Молнии» как нельзя лучше подходит под эти корпуса. И тут-то оно и началось! Началась эпоха так называемого «омажа» — надо же было как-то прилично назвать кустарное производство часов, заключавшееся в установке 3602 или ЧК-6 в подходящий китайский корпус. И было бы оно хорошо, да вот все без исключения механизмы требовали как минимум профилактики, а то и значительного ремонта. А раз так, то о профилактике механизма 3602 часов «Молния» в корпусе «хантер» и пойдёт наш сегодняшний разговор.

Итак, вот они перед нами.

Передняя, лицевая откидная крышка с глухарем...

… и задняя крышка с шишками.

Откроем откидную крышку...


Откроем заднюю крышку, поглядим, что там внутри.



Перед нами механизм 3602 из относительно новых — заводное колесо у этого экземпляра закреплено винтом с левой резьбой, он обозначен тремя шлицами. Судя по внешнему виду, это хорошо сохранившийся механизм. Дальнейшая разборка покажет, как и что.
Приступаем. Готовим инструменты первой необходимости, в бензинницы наливаем бензин, достаём из тёмного шкафа масла…



Очень удобный инструмент — универсальная цанга. Такой себе трансформер. Эта штуковина может превращаться то в микродрель, то в любую по выбору отвертку со сменным жалом, то в нарезной инструмент. Или в неё можно зажать, например, зубочистку и работать им, как путцхольцем.
В общем, очень рекомендую иметь парочку-тройку таких цанг в хозяйстве. Отвертки (моим уже лет до полста), важно — пинцеты. Разной жесткости и формы губок.

Начинаем. Первым делом деактивируем пружину — спускаем, как говорят. Для этого, придерживая заводной ключ, отводим собачку и постепенно ослабляя пальцы, медленно даём пружине раскрутиться. Далее, поскольку всё тут у нас на виду, снимаем баланс и вилку. Таким образом обезопасим самые нежные узлы от поломки при разборке. Откладываем их в сторону. С ними будем работать в конце, а пока извлечём калибр из корпуса, для чего отпустим фиксирующий винт на полтора оборота, вытянем заводной вал из механизма. Затем снимем стекло с рантом, стрелки, отпустим крепёжные винты и вынем калибр в сторону стекла.

Извлечение механизма из корпуса
Снимаем баланс. Баланс винтовой, не имеет противоударной защиты и регулировки выкачки — колонка неподвижная, инкаблоков нет.
Спираль брегетирована. Это определят несколько большую высоту калибра 3602 по отношению к его предшественнику, ЧК-6, у которого спираль не брегетирована.



Анкерная вилка с мостом анкерной вилки. Мост имеет устойчивое двухстороннее крепление, других особенностей нет.

Снимаем стекло с рантом, поддев рант лопаткой, и стрелки. Здесь их довольно легко снять загнутым пинцетом. Рант довольно тонкий, соблюдаем осторожность при демонтаже.

Это винт крепления вала. Отпускаем его на оборот-полтора, пока не выйдет вал.

Вал извлечён из механизма.

Механизм вынут из корпуса и готов к дальнейшей разборке.

Следующий этап — демонтаж анкерного колеса. Узел анкерного колеса в калибре 3602 выполнен весьма неплохо. Колесо накрыто собственным мостом и снабжено двумя накладными камнями. Это позволяет свести к минимуму люфты, а заодно улучшить смазку узла. В итоге повысить стабильность работы спуска, тем самым улучшить точность хода часов и удлинить межпрофилактический период.

Снимаем анкерное колесо
Фокус на мост анкерного колеса с накладным камнем.

Демонтируем накладной камень.

Анкерное колесо и мост анкерного колеса.


Вот и подобрались к ангренажу — колёсной системе. Демонтируем мост ангренажа, секундное, промежуточное колесо.

Демонтаж ангренажа
Снимаем ангренажный мост. Под ним — секундное, промежуточное и центральное колёса.

Вот оно, секундное, с длинной осью, на которую надевается секундная стрелка. Невооружённым глазом видно грязь на трибах. Особенно на пятке центрального колеса. А механизм как-то ещё даже работал!

Мост ангренажа, секундное и промежуточное колесо, крепёжные винты и… грязь на камне центрально колеса. Но это поправимо.

С ангренажем закончили, теперь демонтируем двигатель — колёсную систему завода и барабан с пружиной. Особенностей нет. Нужно помнить о винте с левой резьбой, чтобы паче чаяния не сорвать его.

Демонтаж двигателя
Снимаем колёса.

Вот они перед нами с шайбой и винтами.

Демонтируем мост, барабан и раскрываем его.


Осталось центральное колесо. Его держит минутный триб. Для снятия минутного триба нужно снять циферблат. Если вы обратили внимание, он до сих пор не снят. Почему — здесь небольшая хитрость. Сейчас расскажу о ней. Циферблат пластмассовый, штампованный. Он держится на двух ножках, выполненных, из того же пластика, что и циферблат. Со временем пластик теряет прочность сам по себе. Кроме того, крепёжные винты образуют выемки на ножках циферблата и они как бы утолщаются. Если циферблат поддеть, как обычно, отвёрткой, то ножки с большой вероятностью оторвутся от циферблата. Именно поэтому так часто встречаются экземпляры часов, где циферблат стоит либо на чужих ножках, либо приклеен к платине двухсторонним скочем. Такое — совсем не комильфо. Но при снятых мостах мы получаем доступ к этим самым ножкам с обратной стороны. Теперь отпускаем винты и тонкой отвёрткой выталкиваем ножки вместе с циферблатом. Сохранность ножек при этом вполне гарантирована.

Иллюстрация к снятию циферблата
По красной стрелке видна ножка циферблата. Надавливаем на неё, удерживая платину. Но перед этим не забываем отпустить на пару оборотов винты, на которые указывает зелёная стрелка. Они держат циферблат за ножки.

Циферблат снят и доступ к медленной стороне открыт. На этом этапе снимаем минутный триб, накладные камни баланса и анкерной вилки, разбираем ремонтуар.

Завершение разборки
Снимаем часовое колесо с шайбой, открываем доступ к минутному трибу.

Теперь снимаем сам триб. Здесь тоже есть маленькая хитрость. Перед тем, как будем снимать триб, устанавливаем на место мост ангренажа. Просто на направляющие штифты, винтами не фиксируем. Теперь пятка колеса зафиксирована камнем и можно не опасаться погнуть колесо.

Кладём часы на твёрдую поверхность и демонтируем триб пинцетом с изогнутыми губками.

Снимаем центральное колесо, разбираем кулачковую муфту. Винт переводного рычага — этот, который держит заводной вал (красная стрелка), снимаем и помним о нём, чтобы при сборке моста не забыть поставить в гнездо, а то придется потом заново снимать мост барабана.

Это накладные камни анкерного колеса и баланса.

Снимаем их с платины.

На очереди ремонтуар.

Вот его компоненты.

Уф...



Всё, разборка окончена. Теперь вооружаемся зубной щеткой и зубочистками для мытья и чистки мостов, кисточками — жесткой и помягче для деталей, требующих более деликатного обращения, и отправляемся в хорошо проветриваемое помещение. В моем случае — на балкон. Готовим две бензинницы. Одну для чернового мытья, вторую для финишного и приступаем к процессу. Пока отмывал комплектующие, провел дефектовку. Как ни странно, каких-либо бросающихся в глаза выработок в основных и важных узлах не обнаружил. Механизм должен по идее дать неплохой результат. Соберём — увидим. Но раз так, не побаловать ли нам калибр капелькой Moebius 8000, что скажете, а?
Теперь, когда всё отмыто, протерто и просушено, готовимся к сборке и смазке.
Вообще разборка и сборка имеет свои правила. Разбирают часы от баланса к пружине. Собирают от пружины к балансу и завершают сборку установкой и смазкой баланса.
О смазке. Меня часто спрашивают о маслах — минеральное или синтетика? Суть тут вот в чем. Синтетические смазки имеют большую склонность к растеканию. Поэтому под синтетику детали покрывают так называемым эпиламом. Эта технология уменьшает растекание масла, удерживая его в нужных местах. Эпиламирование рекомендуется производителями при применении синтетических и полусинтетических масел. Минеральные же масла не требуют эпиламирования, хоть этот процесс и оговаривается, как желательный, но необязательный. Так что в этот раз применим минеральное масло. Поехали!
Начинаем с пружины. Смазываем пружину и закрываем крышку барабана. Устанавливаем барабан в механизм и накрываем мостом.
Собираем ангренаж… в общем, всё в обратной последовательности — от барабана к балансу.

Собираем!
Пружина, барабан и крышка барабана.

Двух-трёх таких капелек «701» достаточно для смазки пружины.

Барабан установлен в механизм…

… и накрыт мостом.

Собираем ангренаж: устанавливаем промежуточное колесо,

затем секундное колесо,

потом — центральное (минутное)

и накрываем ангренаж мостом.

Теперь — анкерное колесо.

Накрываем его мостом и смазываем накладной камень. Обратите внимание на размер капли масла на камне. Капля не должна быть больше, чтобы колесо не залило смазкой. Смазка даётся именно на накладной камень, но не на проходной — тот, в котором виднеется цапфа оси.

Монтируем накладной камень анкерного моста.

Устанавливаем заводные колёса.

Очередь минутного триба.

Надеваем и защелкиваем триб на оси центрального колеса.

Смазываем и устанавливаем накладные камни баланса и анкерной вилки. Правило нанесения смазки то же — капля должна занимать около 70% площади камня.

Устанавливаем переводной рычаг…

… и собираем ремонтуар.

К сожалению, сфотографировать рычаг и пружину рычага без моста не получилось — при монтаже их нужно было держать путцхольцем, больно вольнолюбивая пружинка попалась. Только крышка и спасла :)

Отправляем на место часовое колесо и пружинную шайбу не забываем.

Устанавливаем анкерную вилку и мост анкерной вилки.


Ах, да! Совсем забыл упомянуть о скате. Это чудо какое-то. После смазки камней скат получился многократным — несколько раз после запуска анкерное колесо вращалось то в одну, то в другую сторону. Изумительно лёгкий ход. Сейчас обслужим баланс, поставим его, глянем, что там у нас на приборе будет. Самому интересно с таким скатом.
REM: никак не могу снять это явление...

Итак, баланс. Кто читал о ремонте «Победы» — в курсе. Тут будет то же самое. Вообще пока работал с калибром, меня не оставляла мысль, что это та же «Победа», только как бы… на стероидах. Очень похоже. Но в полтора раза больше.

Профилактируем и смазываем баланс
Готовим баланс и тонкую отвёртку. Вот она — жало зажато в универсальной цанге.

Отпускаем винт колонки баланса (не до конца!) и отделяем колесо баланса от моста, слегка нажав на колонку баланса в сторону колеса баланса.

Вывинчиваем два этих винта. Они держат накладной камень моста баланса и надетый на нем градусник.

Промываем баланс и смазываем накладной камень. О смазке накладного камня сказано выше.

Собираем мост баланса.

Устанавливаем колесо баланса.


Баланс готов к установке в механизм. Ну-ка, ну-ка, глянем…



Ух ты, вот это летает! Айда на прибор, голубчик.



Как вам это нравится? — «В ноль и в ниточку»! Жив, курилка, ещё как жив! Честное слово, гляжу и радуюсь.
Что теперь? Пойду-ка я займусь циферблатом. Авось удастся его облагородить и корпус заодно к людскому виду привести. Тут времени малость понадобится…
Ну вот, как-то так. На лучшее пока рассчитывать трудно. Циферблат поменять придется точно. Корпус… не знаю. Пусть пока походят в таком виде.



Или «захомажить»? Не сторонник я этого. Как механизм для карманных часов 3602 — отличный. Но вот для наручных, тем паче, для повседневного использования на руке, он не очен-то приспособлен. Самое плохое — нет инкаблока, а баланс винтовой, крупный и тяжёлый. «Грибок» на цапфах набьёт, слабоваты цапфы для постоянной болтанки на руке. В кармане им относительно комфортно, а для наручного ношения 3602 как бы и не разрабатывался. В общем, есть ST36. И часы на его основе не так уж и дороги. Но всё равно, крупновато оно получается. С другой стороны при старческих глазах опять-таки выгода… но у меня есть наручные часы с таки размером циферблата и весьма неплохо притом читающемся. Вот как-то так.

Подытожим. Замечательный механизм. И был бы супер, если бы не существовал 3603! То же, что 3602, но с инкаблоком. Вот на 3603 вполне можно собирать наручные часы, но он, увы, весьма редко попадается. Да и к чему оно при наличии ST36?

Наверно, нужно привести основные технические данные:

Производитель — ЧЧЗ «Молния»
Тип механизма — Ручной завод
Номер калибра — Молния 3602
Частота баланса — 18000 полуколебаний в час (300 полуколебаний в минуту, 5 Hz)
Диаметр — 36.6 мм
Установочный размер — 36.0 мм
Толщина — 4.65 мм
Запас хода ~41 час (реально при правильной смазке пружины — в пределах 44-45 часов)
Точность хода — ±20 сек в сутки (а можно и лучше, как в нашем случае!)
Количество камней — 18 (из них 4 накладных, 2 — палеты анкерной вилки, 1 — импульсный камень баланса)
Угол подъема баланса — 42°
Стрелки — 1.88 x 0.98 / 0.25 мм (это для любителей «омажа»)
Противоударная защита — Нет
Функции — часы, минуты, секунды (боковая секундная стрелка)


Добавить в избранное +97 +149
свернуть развернуть
Комментарии (71)
RSS
+
avatar
  • mrSinner
  • 18 октября 2019, 09:27
+14
Современная сказка. Начало:
В далекие — далекие времена, когда не было смарт часов… ))))
+
avatar
  • RZ101
  • 18 октября 2019, 09:29
+6
Интересно, когда китайцы додумаются впихнуть смарт-часы в такой форм-фактор?
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 10:56
+10
Как только изобретут механические смартфоны.
+
avatar
  • efgensk
  • 18 октября 2019, 19:46
+2
заводить каждые полчаса надо будет
+
avatar
+6
Ещё бы надо упомянуть, что у «тонкой» молнии, которая ЧК-6, украшенная женевскими волнами, высота оси баланса меньше, чем у более современных 3602 и 3603 и найти такую ось весьма проблемно. Так, что перетачивают оси от 3602, но правильность и размеры остаются под вопросом.

Одно время (лет семь назад) я и сам хотел сделать хомаж, даже приобрёл корпус, всё собрал… А потом пришёл к такому же выводу, как и вы — не нужно 3602 ставить на руку.
Поэтому я в данный момент в вялотекущем поиске 3603… Тем более, что 3603 окрашивался в жёлтый (нитрид титана?) и должен выглядеть с прозрачной задней крышкой довольно симпатично. Особенно с синими винтами.

И ещё, похоже у вас или стрелки не родные или циферблат. Насколько я видел, к этому циферблату шли ажурные стрелки
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 09:53
+4
Так ведь упомянуто. ЧК-6 тоньше благодаря отсутствию брегетирования спирали баланса. Оси точил. Но там другая беда — распрессовка.
Стрелки и циферблат родные, были такие варианты. По крайней мере так пришли ко мне. Но ажурные стрелки есть в запасе. Можно поставить. Только с ажурными есть несколько, пусть и с такими будет.
Может, тонкую пересыпать и как бы сравнительные обзоры получатся… надо оно?
+
avatar
  • IVA2
  • 18 октября 2019, 11:45
+3
Про «тонкую» Молнию было бы тоже интересно.
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 12:00
+3
Ну вот отдохнём, соберёмся силами… :)
+
avatar
  • BrB
  • 18 октября 2019, 09:37
+5
Во первых такой форм фактор украшает и костюм и ситуации жизни.
Я давным давно ношу смарт браслеты, хотя имею коллекцию разного рода наручных часов. Увы и ах. Не хватает их функционала. Смарт обыгрывают обычные часы.
Но — такой форм фактор — реально украшение жизни и яркий аксессуар. Карманчик под часы в жилете под пиджаком! мммм…
Во вторых понимаешь, как много всего заменила электроника.
Все эти сложные анкеры, ролики и винтики давно заменено на микрочип с кварцем. Мда…
И в третьих, если будет третья мировая.
То все эти кварцы и смартфоны будут бесполезны. А эти часики с «шишками» будут упорно показывать время. Вот в чем суть.
+
avatar
  • Harwest
  • 18 октября 2019, 16:37
+3
… и как приятно видеть лица соседей по партеру, когда достаешь из часового кармана и сверкая моноклем открываешь крышку :)
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 16:45
+1
Для театра — для зрителей, то бишь, есть репетиры ;)
+
avatar
  • Harwest
  • 18 октября 2019, 16:48
+1
Нельзя в театре шуршать шоколадками и тилибонькать репетирами ))
У меня вопрос ниже про мойку в изопропиле и ПСМ смазку, можно прокомментировать?
+
avatar
  • Rzzz
  • 19 октября 2019, 00:36
+1
Не хватает их функционала. Смарт обыгрывают обычные часы.
Потаскал я несколько месяцев МиБэнд, понял что мне он не нужен. Вернулся к обычным часам, причём стрелочным.
+
avatar
  • LePart
  • 19 октября 2019, 10:44
0
Бритва Оккама? :-)
+
avatar
0
Циферблат поменять придется точно.
А что с циферблатом не так, кроме потрёпанной жизнью семёрки? По фото не очень понятно.
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 09:58
+2
Просматриваются лёгкие пятна, не всё отчистить вышло, как следует. Ну да, это только я вижу, но…
+
avatar
+2
Вдогонку, по стрелкам, для тех, кто хочет собирать свою молнию на руку — китайские стрелки от st36 не подходят. И от unitas не подходят.
Циферблаты, кстати, тоже не подходят по ножкам)))… Так, что… ищите стрелки и циферблаты на авито, стритмаркете и прочих барахолках или оставляйте родные.
Корпуса, кстати, тоже не все одинаково полезны — есть корпуса под циферблаты меньшего, чем у молнии размера, поэтому или китайский цифер на скотч или срезать миллиметра два в диаметре у родного. А вот как это сделать и не повредить печать и цифер, я, увы не знаю…
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 09:56
+4
А я в тех.данных специально посадочные размеры стрелок указал — для любителей покустарить. Циферблаты не только ножками, расстояние между центром и секундной стрелкой тоже разные. Надо слегка отверстие под секундную стрелку растачивать, а это уже совсем кустарщиной веет. Так что если под Молнию, то нужно искать только под неё рассчитанные. Но тема как бы не о том, так что промолчал. И моё твёрдое убеждение — купите Парнис на ST36 и не… лексика не позволяет.
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 10:06
+14
Давайте добавим чуток художественной красоты здесь, чтобы текст не перегружать.




+
avatar
+4


а если без фильтров, только оптика? )))
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 16:34
+1
И RAW из дешёвой мобилки?
Последний снимок — Гелиос-44 на открытой без художественной обработки.
+
avatar
0

С мобилки raw, конечно, тоже можно снять, но не надо. Проще эффектов навалить и норм)))
А Гелиос, если без обработки, то впечатлён…

И нет, это не молния))
+
avatar
  • LePart
  • 19 октября 2019, 17:48
+2
Ну, если по личной дружеской просьбе, то так уж и быть ;)

Тыц
Правда, чистота эксперимента всё равно нарушена, сайт не пропускает полный размер, пришлось урезать до 2048. Гелиос-44, 13 лепестков. Открыт полностью, с рук и без коррекции.


+
avatar
  • LePart
  • 21 октября 2019, 12:49
0
… или отсюда — один и второй.
+
avatar
  • kalobyte
  • 18 октября 2019, 11:24
+3
моему папаше давно его сестра такие подарила с гравировкой на внутренней стороне крышки
понтовые такие часы и не надо им никакой китайский корпус
как только их береш в руки, то понимаеш, что ты держиш суровую челябинскую вещь, а не китайский крашеный силумин
+
avatar
0
Зачем силумин если есть корпуса из нержавейки?
+
avatar
+7
Есть две молний доставшися от от деда и что? Молнию красиво носить под костюм тройку, кто в наше время ходит в костюме?))А кто ходит-такие часы(кроме дедушек)носить не будет, за обзор спасибо, впомнил молодость когда в Ташкенте будучи часовым мастером при Рембытехнике эти молний сотнями проходили через мой руки, только в наше время часовые мастера это умирающая профессия
+
avatar
+3
Зря вы так, я иногда надеваю Молнию с джинсами.
Классический синий деним, клетчатая бордовая рубашка и карманная Молния… Вполне себе симпатично…
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 16:36
+4
Ага! :)

+
avatar
0
Ну это все равно если бы я в автобусе с кармана достал 5 килограаммовый сотовый телефон с конца 80-х годов(который кстати тоже у меня есть но стоит на полке как память о 90-х и молодости)))))
+
avatar
  • neonv
  • 18 октября 2019, 13:10
+2
Если бы мне почистил мастер мою Молнию, то носил бы. Есть карманчик в брюках Levi's.
Дополнительная информация
+
avatar
+1
корпус у ваших часов похоже, что из нейзильбера и в хорошем состоянии. рисунок «жар-птица» тоже не частый.
механизм «молнии» простой и без особенностей, обслуживание у мастера не должно стоить дорого.
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 16:40
+2
Это очень поздние часы, конца производства. В них устанавливали механизмы без камней. Нужно глянуть внутрь. Если камни на месте, то можно с ним работать. Если «безкаменка», то лучше найти новый нормальный калибр.
+
avatar
  • neonv
  • 18 октября 2019, 17:37
+2
есть камни?
Дополнительная информация
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 17:45
+1
Похоже, всё ОК!
+
avatar
  • demmi
  • 18 октября 2019, 13:43
0
А почему вы моете механизм вручную, а не в УЗ ванной? Есть какие-то особенности?
+
avatar
0
нет там никаких особенностей. всё как обычно. просто УЗ мойку, лично я, бы использовал при очень сильных загрязнениях, а при лёгкой грязи и при плановом обслуживании достаточно и просто в бензине помыть
+
avatar
  • Harwest
  • 18 октября 2019, 16:42
0
Можно ли использовать для мойки абс. изопропанол? Просто его хоть залейся.
И для смазки интересует применение полисиликоновых смазок.
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 17:00
+5
Вы об изопропиловом спирте? В нем категорически нельзя мыть анкерную вилку и баланс. Палеты и эллипс вклеены на шеллак, а он спирторастворимый, выпадут камни. А колёса, особенно если на них тот тип загрязнения, который отмывается спиртами, то можно. И запрессованные камни тоже можно. Только при условии, что после спирта обязательно деталь будет ополоснута бензином. Это потому, что в спирте всегда содержится вода. Бензин её вытеснит и коррозия нам будет не страшна.
Что до смазок, то силиконовые смазки для металла, как правило не пригодны,. Есть недорогой ряд часовых масел. Используйте их. Если хотите синтетику, то обработайте детали эпиламом. Главная задача масла для часов — не растекаться, держаться в камне на цапфе и не убегать оттуда.
Знаете, как-то Людовик спросил у Бреге, может ли он сделать для него идеальные часы. На что Бреге ответил: «Дайте мне идеальное масло, и я сделаю такие часы для Вас!».
+
avatar
  • Harwest
  • 18 октября 2019, 17:06
0
Это не спирт, это эфир. Хотя действие может быть похожее, надо пробовать на трупиках.
И он именно абсолютированный, 99.99% и отлично связывает воду.
Масло пробовал на настенных напольных часах будильниках и тп, вроде бы все норм.
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 17:08
+3
Тогда тем более не совать туда вилку и баланс, всё, что клееное.
Но если в нем растворяется стеариновая кислота, то можно приготовить хороший эпилам.
+
avatar
  • foto1965
  • 20 октября 2019, 19:46
0
Какой еще «эфир»?
Это самый настоящий одноатомный спирт.
Химически мало чем отличается от этилового.
+
avatar
  • Rzzz
  • 19 октября 2019, 00:56
0
абс. изопропанол?
Это не спирт, это эфир
Это таки изопропиловый спирт.

А теперь на Википедии почитаем про шеллак:
Хорошо растворим в растворах щелочей и в низших алифатических спиртах...
Кака раз изопропанол таким и является.
+
avatar
  • LePart
  • 19 октября 2019, 11:01
0
Вопрос скорее всего нужно формулировать иначе и несколько шире — не чем, а от какого рода загрязнения нужно отмыть то или иное. Что до часов, то основное загрязнение в них, это загустевшее масло, смешанное с пылью. Спирты плохо растворяют мала и то, во что они превращаются со временем. Попробуйте капнуть на что-нибудь масла и отмыть спиртом. Вроде как отмоет, но плёка останется. А вот бензин мгновенно уберёт эту каплю. Можно применять ПАВ, но после них удалять влагу тем же бензином. Вода, оставшаяся на деталях часов, вызывает коррозию.Замечали тёмные пятна на колёсах? Это вот оно и есть. И ржавчина на анкерном колесе и осях — тоже из-за неё.
Так что, по крайней мере, как по моему скромному понятию, «старый способ лучше» — бензин. Тем более, что стоимость его совсем и высока.
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 16:38
0
После ванны всё равно бензином надо. По крайней мере, хоть сполоснуть. Потом, если совсем по-хорошему, то в эпилам. А в нашем случае… уж не знаю, чем были они смазаны, но тот асфальт на трибах я еле-еле дубовым путцхольцем отодрал.
+
avatar
  • IN19
  • 21 октября 2019, 07:19
0
Я бы поостерегся использовать УЗ. Видели, как быстро фольга в ней превращается в решето? Боюсь, тонкие детальки типа пружины ждет такая же участь.
+
avatar
  • axelive
  • 18 октября 2019, 13:52
+1
Отец бы мой оценил. Как то воры влезли к нему, вынесли все золото, денежку, а вот часы и вилки — которые он скупает на блошиных рынках оставили ) видимо святое решили не трогать, дабы не огорчать отца )))
+
avatar
  • Mel9
  • 18 октября 2019, 14:17
+3

Есть такие от деда достались. работают
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 16:41
+1
Супер!
+
avatar
  • van4uk
  • 19 октября 2019, 08:13
0
Тоже такие от деда достались.
+
avatar
  • rmrf
  • 18 октября 2019, 15:36
+4
Обзор великолепен — получил массу эстетического удовольствия.
Пишите еще, пожалуйста!
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 16:38
+2
Премного благодарен, постараюсь!
+
avatar
0
Спасибо! Всегда с удовольствием читаю Ваши обзоры)))

В 90-ые купил на барахолке такие часы, отдал на профилактику знакомому часовщику, и потом благополучно проносил почти всю институтскую учёбу. Прикольное было ощущение — доставать из кармана пиджака часы на цепочке и щёлкать крышкой)))
ЗЫ Пролежали больше 20-ти лет в столе, завёл — ходят)))
Корпус такой


+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 17:02
+1
Спасибо!
Вот, кстати, выше был вопрос о стрелках. Пожалуйста, — те же!
+
avatar
0
Да. Значит я был не прав и ассортимент Молний был существенно разнообразнее, чем мне казалось))
+
avatar
  • bretin
  • 18 октября 2019, 18:41
0
У Вас хороший слог, стиль изложения, много графического материала, не думаете ли замахнуться на книгу? Хотя…
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 19:00
0
… книгу? Хотя…
"… о чем бы ни шла речь, она идёт о деньгах", как то так говаривали великие умы :)
+
avatar
  • djinn_82
  • 18 октября 2019, 18:56
+1
У дедушки такие были, именно с глухарём на крышке… А у меня такие, хотя в контексте Вашего обзора и фото ниже, моё почти моветон.
+
avatar
  • LePart
  • 18 октября 2019, 19:01
+2
Вообще заводы КНР выпускают карманные часы и на механическом СН2650S — скелетированном.
+
avatar
  • Lett
  • 18 октября 2019, 21:45
+1
Насколько чудесен обзор своими деталями, непонятными терминами, чей смысл иногда угадывается по фотографиям, любовью к своему делу — настолько заразительной, что начинаешь было уже сам примерять на себя роль часового мастера, думать, как бы ты смог разгадать хитрости устройства незнакомых часов. Кое как одергиваешь себя, напоминаешь, что жизнь, увы, короче чем время на все те дела, которые интересны.
+
avatar
  • LePart
  • 19 октября 2019, 11:03
0
Спасибо!
+
avatar
0
Дома есть такие же часы, но там сломан или маятник или штучка с камнями, которая щёлкает. Уже и не помню точно.
Где-нибудь можно купить эти детали, и заменить самостоятельно? Или лучше обратится к часовым мастерам?
+
avatar
0
Лучше к мастерам.
+
avatar
  • LePart
  • 19 октября 2019, 16:09
0
Если
штучка с камнями, которая щёлкает
то однозначно к мастеру :)
+
avatar
0
Вы собственный микрофон телефона используете? Для клок тюнера. Просто, говорят, детали намангичиваются, если часы класть на телефон (там же рядом динамик).
И сопутствующий вопрос — размагничиваете ли чем-то?
+
avatar
  • LePart
  • 19 октября 2019, 22:51
0
Динамик вообще-то наверху, а микрофон внизу на расстоянии сантиметров пятнадцати. А вот магниты в смарт-футлярах — это серьёзно. Разницы в показаниях между гарнитурой и приложенным смартом нет. Но есть другой момент. Выносной микрофон удобнее в том смысле, что куда как легче увидеть позиционную погрешность при настройке. А это важно. Но в целом зависит от конструкции конкретного смарта. Но я не замечал отрицательных последствий, слабоват магнитик.
Размагничивать — размагничиваю обычной катушкой от пускателя. И сразу же лайфхак. Снимаем баланс, аккуратненько заворачиваем его в папиросную бумажку и только в таком виде отправляем в катушку. Анкерное колесо можно на пинцете туда опустить.
+
avatar
0
+
avatar
+1
Глупо. Если вы далеки от часовой тематики, лучше уж промолчать…
+
avatar
0
Здравствуйте!
Нашел дома несколько комплектов часов молния 3603 в заводской упаковке. Не подскажите где можно узнать их приблизительную стоимость?
+
avatar
0
Вот такие:


+
avatar
  • LePart
  • 14 ноября 2019, 20:22
0
Дорогие мои старики…


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.