Авторизация
Зарегистрироваться

Часы "Молния" калибр ЧК-6. О тонкостях тонкого калибра.

Да-да, я обещал, а слово держать надо! Итак, обслуживаем тонкую Молнию на калибре ЧК-6, которая появилась на свет в первом квартале 1955-го года на Втором Московском Часовом Заводе. Разберем калибр, вычистим, смажем, поговорим о нюансах и заодно проведем некоторые параллели с механизмом Молния 3602. Приступим, Господа!
Часы перед нами.
Технические характеристики механизма:
Диаметр — 36мм
Высота — 3.5мм (три с половиной миллиметра, да-да!)
Число камней — 15, но пятка центрального колеса — на латунной опоре.
Частота баланса — 18 000 полуколебаний в час.
Запас хода — 36 часов. (маловато, да...)
Стрелки: Часовая — 1.88 мм; Минутная — 0.98 мм; Секундная — 0.25 мм
Секундная стрелка — боковая на шесть часов.

Циферблат и корпус тронуты временем. Но не так чтобы уж и сильно. Бывает куда как хуже. Бугель не родной...

Задней крышке повезло несколько меньше...

… но откроем её и заглянем в святая святых — механизм. Жалко, что камера не передаёт всей красы декорирования.


Первое, что бросается в глаза, притом бросается явно и заметно, это знаменитая «женевская волна» («Côtes de Genève»), из-за которой именно этот механизм так желанен всевозможного рода кустарям-омажникам для разного сорта поделок под наручные часы. Это раньше кроме мастера часовщика эту красоту никто не видел. Теперь же благодаря корпусу с прозрачной задней крышкой произведение часового искусства стало доступно созерцанию жаждущих этого зрелища. Но будет ёрничать, действительно же красиво!

Задняя крышка открыта. Готовимся к извлечению механизма из корпуса. Для этого снимем стекло с рантом, стрелки, вынем заводной вал, освободим крепление механизма и вынем его в сторону стекла…

...вот так
Снимаем стекло.

Снимаем стрелки.

Вывинчиваем винт рычага переводного вала (он находится рядом с коронным колесом) на полтора оборота и вынимаем вал из механизма.

Вывинчиваем крепёжные винты, извлекаем механизм из корпуса и сразу же возвращаем на место заводной вал.




Устанавливаем калибр на подставку и снимаем баланс.



Как видим, спираль не брегетированная, инкаблока противоударной защиты нет, колонка спирали неподвижная, но зато градусник выполнен с замком. Откладываем его в чашку Петри, чтобы не пылился, и продолжаем разборку. Снимаем мост анкерной вилки, анкерную вилку, демонтируем ангренаж и двигатель…

...таким вот образом
Снят баланс, виден мост анкерной вилки и вилка.

Демонтируем мост и анкерную вилку. Особенностей нет.

Снимаем анкерное колесо. Анкерное колесо накрыто собственным мостом, но накладных камней, как у 3602, увы, не имеет. Примем, как факт.

Переворачиваем механизм, снимаем циферблат и часовое колесо, чтобы получить доступ к минутному трибу, и снимаем триб с оси секундного колеса, приложив некоторое усилие. Выполняем это, пока не снят мост ангренажа и центральное колесо удерживается во втулке.

Фокус на минутный триб.

Разбираем ангренаж. Демонтируем мост, снимаем секундное, промежуточное и центральное колесо, которое больше не удерживается минутным трибом.

Перед тем, как снять центральное колесо, необходимо демонтировать колесо барабана — оно не даёт вынуть ось центрального колеса.

Подошла очередь моста барабана. Здесь прошу особого внимания. Мост закреплён тремя винтами, один из которых короче двух других. Он находится со стороны коронного колеса над нишей ремонтуара. Если на его место ввинтить длинный винт, то собрать рычаги ремонтуара будет невозможно, а если ввинтить длинный винт при собранном ремонтуаре, абсолютная вероятность повреждения переводных рычагов. Будьте внимательны при сборке!

Снят мост барабана и барабан с пружиной.

На этом с быстрой стороной мы закончили.


Что же у нас на «медленной стороне»? Разумеется, ремонтуар с переводными колёсами, вексельное колесо и накладной камень баланса. Ремонтуар такой же, как и в 3602. Детально о нем не буду, только глянем на компоновку и разберём для чистки.
И вот, когда всё вычищено…
...собираем и смазываем механизм
Начинаем со сборки ремонтуара. Устанавливаем на место детали, накрываем пружиной-мостом.

Капаем каплю МБП-12 на накладной камень баланса. 70% от площади камня…

… и устанавливаем накладной камень на место.

Теперь можно собирать ангренаж. А в той симпатичной ёмкости красно-коричневого цвета — МБП-12.

Устанавливаем барабан, предварительно смазав ось коре (для этого механизма у меня «Б-1»), и центральное (минутное) колесо, также смазав предварительно его ось.

Монтируем мост двигателя. Про короткий винтик не забыли? То-то!

Устанавливаем в камни промежуточное…

… и секундное колесо.

Накрываем их мостом ангренажа.

Устанавливаем анкерное колесо и мост анкерного колеса.

А… вот что я упустил! Этот механизм в отличие от 3602 имеет ещё одну симпатичную конструктивную особенность. В качестве заводного колеса здесь применено так называемое коронное колесо. Коронное колесо — особый вид колёс, зубья которых располагаются на боковой поверхности. Это колесо стыкуется с прямозубой частью «боченка» кулачковой муфты. В дальнейшем конструкцию упростили, заменив коронное колесо обычным, как в механизме 3602.

Мост ангренажа установлен. Теперь можно надеть на ось минутного колеса минутный триб. Сказано — сделано. Лёгкий щелчок и триб на месте.

После проверки ската колёс устанавливаем анкерную вилку, предварительно смазав рабочие торцы палет МБП-12, накрываем её мостом. В крупных калибрах иногда смазывают цапфы анкерной вилки. Но я делаю это только в будильниках. Здесь импульсная часть спуска останется сухой. Так импульс на балансе мощнее, а вероятности залипания вилки нет.
REM: Кстати, если часы не планируется эксплуатировать ежедневно, например, это коллекционный вариант, я вообще не рекомендовал бы смазывать механизм. Пусть хранятся сухими. Завести на пару оборотов и полюбоваться ходом часов можно и так,
а вероятность засыхания смазки равна нулю. Если через сколько-то лет вы будете продавать их, то смазать — не проблема. А если продавать в коллекцию, то и незачем.

Разбираем и обслуживаем баланс. Раскрываем (аккуратно и осторожно!) замок градусника, освобождаем винт колонки спирали, отсоединяем колесо баланса со спиралью от моста баланса.

Разбираем и промываем мост баланса.

Смазываем накладной камень МБП-12. Требования те же — 60-70% площади камня. Собираем баланс и устанавливаем его на место. Здесь всё в порядке. Амплитуда достаточная, а настройку проведём после установки сборки часов.

Устанавливаем часовое колесо, шайбу часового колеса. Закрепляем циферблат, надеваем стрелки на футоры, прижав их пуансоном.

Всё!



Отправляемся в корпус…



А с технической точки зрения — тоже шикарно. Часам-то 64 года!



Добавить в избранное +81 +127
свернуть развернуть
Комментарии (47)
RSS
+
avatar
+8
половину слов не понял, но классная ювелирная Ваша работа
+
avatar
  • LePart
  • 01 ноября 2019, 10:12
0
В первых нескольких обзорах есть тезаурус :)
Спасибо!
+
avatar
0
тезаурус
думаете поймет это слово?))
+
avatar
  • NoViY
  • 01 ноября 2019, 10:27
+1
В начале шикарно все расписано, а вот в конце бы чуть более инфы по подстройке. Делитесь серетами с миром)
+
avatar
  • LePart
  • 01 ноября 2019, 10:36
+6
А знаете, особой настройки в этот раз и не понадобилось. Просто выставил волосковым пинцетом вибрацию волоска, чтобы точно посередине между штифтами градусника стоял. Это буквально одно лёгкое движение пинцетом. И частоту колебаний по Clock Tuner подогнал. За выкачкой не гонялся, тут расхождение в пределах номы, да и не мешает оно, часы с от прикосновения к коронке идти начинают, а ангренаж проворачивается от лёгкого движения часов. Вот сейчас посмотрел — за сутки ни туда, ни сюда, секунда в секунду. Весьма приличный механизм попался.
Но если у Вас есть конкретные вопросы, задавайте. Отвечу в меру своей компетенции.
+
avatar
  • VladM
  • 01 ноября 2019, 10:56
-16
+
avatar
+11
В таких случаях — ставший уже обыденным ответ — вы заг видели? зачем зашли? То же и в темах про вейп/фонарики/DIY/ и прочее.
+
avatar
+10
Конечно лучше по сто пятому кругу обсасывать одни и те же наушники зарядки и т.д
+
avatar
+4
А магии много не бывает!
+
avatar
  • pozioff
  • 01 ноября 2019, 13:36
-11
+
avatar
+1
ставший уже обыденным вопрос: нафига этот опус именно на муське ?
ставший уже обыденным ответ — что вы в этой теме забыли?
+
avatar
+7
Как всегда очень интересно и познавательно… Спасибо за труд…
+
avatar
  • LePart
  • 01 ноября 2019, 14:48
+1
Вам спасибо!
+
avatar
0
Нам то за что? В свое время пытался чинить будильники — иногда заводились… Но там тело на штырях — сложно восстановить геометрию… Опять же 4 камня — наше все…
+
avatar
  • TheZar
  • 01 ноября 2019, 13:49
+4
блин, такая крутая работа, давать вторую жизнь, потрепанным временем, вещам. нервы наверное очень хорошо тренерует
+
avatar
  • LePart
  • 01 ноября 2019, 14:51
+6
Это хорошо успокаивает. Стоит шевельнуться хоть одному нерву и пиши пропало :)
Жалко, что не всегда удаётся часам вернуть их первозданный вид. Но зато механизмы пока ещё восстанавливать получается, по крайней мере те, на которые можно найти комплектующие.
Спасибо!
+
avatar
  • IVA2
  • 01 ноября 2019, 14:05
+3
Спасибо. Прочитал с интересом.
+
avatar
  • LePart
  • 01 ноября 2019, 14:53
+6
Спасибо! Рад, что Вам это интересно.
Сейчас на столе ещё одна забавная работа «из прошлого». Закончу — поделюсь впечатлениями.
+
avatar
  • n4s
  • 01 ноября 2019, 18:24
+1
Всенепременно!!!
Жду каждый Ваш обзор, с нетерпением предвкушая )))
+
avatar
  • arbatjc
  • 01 ноября 2019, 15:14
+3
Спасибо, читаю каждый ваш обзор, понимаю, что сам не умею и точно бы не смог. Отдельная благодарность именно за пояснения и реанимацию раритетных вещей!
+
avatar
  • LePart
  • 01 ноября 2019, 15:25
+4
Вам спасибо!
Рад, что всё это интересно не только мне одному :)
+
avatar
  • RaJa
  • 06 ноября 2019, 01:18
0
Мне вот интересно — откуда познания? Ведь в советское время по часовому делу никакой информации в широком доступе не было, а теперь фиг знает. У меня тут некоторое количество часовых инструментов и деталей имеется, а что с ними делать — хз.
+
avatar
  • LePart
  • 06 ноября 2019, 22:39
0
Так вот же, стараюсь восполнить пробел, делюсь скромными знаниями, приобретенными с опытом и практикой.
+
avatar
  • tarriga
  • 01 ноября 2019, 15:49
+3
Читаю mysku давно, зарегился только сейчас-многим здесь хочется сказать -спасибо.Вам в том числе.
+
avatar
  • LePart
  • 01 ноября 2019, 17:02
+1
Спасибо!
Заходите, если часовая тематика интересна.
Всегда рад!
+
avatar
+1
Какой слог! Рукоплещу!)
+
avatar
  • LePart
  • 01 ноября 2019, 17:01
0
Примите ответный поклон! :)
+
avatar
+2
Да Вы батенька монстр… Спасибо за обзор, приятно читать такой хорошо поданный материал, сделанный профессионалом, любящим свое дело. Супер спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 01 ноября 2019, 17:53
0
Ну да, истинный часовой маньяк :)
Спасибо, забегайте в гости!
+
avatar
  • L2014
  • 01 ноября 2019, 18:49
0
хороши были трофейные немецкие станки, совковые такое качество не позволяли
+
avatar
+2
было 2 фрезерных станка
1. Трофейный немецкий 1938 года.
2. точная копия немецкого

На первом работали а на втором нет.
Зато второй был всегда чистый)

Решили продать второй.
+
avatar
  • Ser_Kar
  • 01 ноября 2019, 19:17
0
Здравствуйте остались от деда часы Златоустовский часовой завод. Убегают за сутки далеко. Реально их отремонтировать? Может Вам их отправить посмотреть?
+
avatar
  • LePart
  • 01 ноября 2019, 22:29
0
Здравствуйте!
Скорее всего реально, особенно если есть откуда взять запчасти на них.
Ко мне — очень далеко. Лучше по месту.
+
avatar
0
Уже традиция:-мой плюс, и пожелание всех благ… ;-)
+
avatar
  • LePart
  • 02 ноября 2019, 10:33
+1
Спасибо, взаимно!
+
avatar
0
Судя по тексту, мастер вы и просто хороший человек! Спасибо! Приятно читать!
+
avatar
  • LePart
  • 02 ноября 2019, 10:35
+1
Мастер — дело наживное, как бы профессия, а вот «хороший человек», как говорил Сергей Павлович Королёв, — это не профессия, но как же приятно такое слышать. Спасибо!
+
avatar
0
Спасибо, читать не прочёл, но картинки очень интересные!

Подскажите, 4с разбег это на каком интервале? В сутки?
+
avatar
  • LePart
  • 02 ноября 2019, 10:33
+1
В сутки.
+
avatar
  • LePart
  • 03 ноября 2019, 12:20
0
Даже меньше. За трое суток ушли вперёд на десять секунд. Но это в одном положении, конечно. При ношении может быть некоторый плюс/минус.
+
avatar
  • All1
  • 02 ноября 2019, 10:23
0
Мое )

Живые, только срывается пружина при полном заводе.
+
avatar
  • LePart
  • 02 ноября 2019, 10:35
0
Супер!
+
avatar
  • bmv64
  • 04 ноября 2019, 11:18
+1
У меня всегда получалось разбирать часы только в одну сторону…
до определённого возраста под выражением «смазать часы» представлял машиниста с масляной лейкой от души поливающего механизм№, а тут 60% от поверхности камня, а камень тот… ну не булыжник на мостовой.
Спасибо, познавательно и красиво.
+
avatar
+1
Спасибо за обзор, прекрасно всё расписано.
+
avatar
  • LePart
  • 07 ноября 2019, 15:10
0
Не за что, заходите, Александр Петрович, продолжение следует! :)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.