Авторизация
Зарегистрироваться

Универсальный оптический револьверный видоискатель "ВУ". Чистка и профилактика.

Знаете, в чем главный парадокс фотографии? На мой взгляд, в том, что в ограниченные размеры кадра нужно вместить как можно больше жизни. Мастера это умеют. Но даже великому мастеру необходимо знать границы, в которых ему предстоит работать и, как говорят, «построить кадр». Вы наверняка видели, как операторы складывают пальцы квадратиком перед глазами или смотрят в такую странную штуковину, совсем на кино- или фотокамеру не похожую. Вот эта штуковина и есть выносной видоискатель.



Они бывают разных типов. Сейчас у меня на профилактике универсальный оптический револьверный видоискатель «ВУ» производства Красногорского механического завода. Он позволяет определять границы кадра стандартного формата для киноплёнки 24х36 мм при съёмке объективами с фокусным расстоянием от 28 мм до 135 мм. То есть, стандартным набором оптики для дальномерных камер. Но — чу! Этот прибор остается востребованным поныне. Почему? Потому, что с ним проще и четче видно кадр при любой освещённости. Он маленький и прикинуть ракурс и композицию с его помощью намного проще и быстрее, чем если бы это пришлось делать визиром камеры. Кроме того, при его-то габаритах, он всегда под рукой, и «карман не оттягивает». Сейчас мы разберёмся в конструкции ВУ, разберём его, почистим от мусора, собравшегося в нем, в общем, приведём в порядок.

Описание
Универсальный оптический видоискатель представляет собой насадку на камеры «Зоркий» и «Киев» и предназначен для определения поля кадра фотокамеры при съемке с объективами с фокусным расстоянием 2,8 см; 3,5 см; 5 см; 8,5 см и 13,5 см.
Универсальный оптический видоискатель может быть также применен и с другими фотоаппаратами с форматом снимка 24×36 мм.

Универсальный оптический видоискатель (см. рис. 1) состоит из литого корпуса 2, укрепленного на Т-образной ножке 5. Эта ножка служит для крепления видоискателя в клемме на фотоаппарате. Револьверная турель 1, укрепленная на корпусе, несет на себе пять объективов с разными фокусными расстояниями, имеющими поле зрения, соответствующее полю зрения съемочных сменных объективов 2,8 см; 3,5 см; 5 см; 8,5 см и 13,5 см к фотоаппаратам «Зоркий» и «Киев».


Рис. 1

Защелка 4 фиксирует любое из пяти положений револьверной турели. На корпусе имеется индекс 6, против которого устанавливается нужный штрих шкалы револьверной турели. Шкала указывает фокусное расстояние объектива фотоаппарата и имеет штрихи, соответствующие различным расстояниям до снимаемого объекта, по которым производится поправка на параллакс.
На задней части корпуса смонтирован окуляр 3, в поле зрения которого для удобства наводки нанесено перекрестие.
Благодаря системе призм, размещенных в корпусе, видимое в окуляр изображение предмета является прямым. Шарики и пружинка, укрепленные в пазу Т-образной ножки, обеспечивают надежную установку универсального оптического видоискателя в клемме фотоаппарата.


Итак, по порядку. Универсальный видоискатель состоит из корпуса, револьверной турели с пятью объективами для каждого фокусного расстояния, коллективной линзы, марки, системы оборачивающих призм, окуляра и фиксирующей пружины с шариком.
Внешний вид ВУ





Это — винт револьверной турели (зелёная стрелка). Он ввинчен в ось револьверной турели, на которой закреплён от развинчивания стопорным винтом (красная стрелка), входящим в соответствующее гнездо на оси турели. Чтобы снять револьверную турель, нужно отпустить стопорный винт и после этого вывинтить основной винт, удерживающий турель на оси. У винта оси турели есть особенность — он не зажмется намертво, поэтому и необходим стопорный винт. Это мы увидим при дальнейшей разборке.


Винт вывинчен.


Здесь видна металлическая шайба и амортизирующая мягкая прокладка под шайбой.


На этой фотографии — головка винта и частично вывинченный стопорный винт.


Винт удалён. Видна ось турели и посадочное место стопорного винта на оси турели.


Снимаем турель с оси. При этом особое внимание на шарик. Если он выпадет, найти его потом будет трудно. Так что соблюдаем аккуратность. Итак, турель снята, шарик благополучно пойман (зелёная стрелка).


Так выглядит турель с обратной стороны.


Это — коллективная линза (красная стрелка), установленная перед маркой со стороны объективов. Её задача — создать параллельный поток света, чтобы яркость всего поля марки была равномерной. Коллективная — если буквально, — собирательная.


А это — марка, вид через коллективную линзу. Марка имеет пропорции кадра с перекрестием посередине. Остальное поле матировано, но прозрачно. При съёмке это позволяет наблюдать за состоянием объектов вне поле кадра, что бывает порой весьма важно.


С обратной стороны находится крышка шахты призм с окуляром. Вывинчиваем три винта и снимаем крышку с окуляром.


Так выглядит внутренняя сторона крышки.


Так — наружная.


Шахта блока призм открыта. Кстати, обратите снимание — корпус и крышка корпуса на одном номере. То есть, они подогнаны на заводе.


В шахте собрана система из двух призм. Вынимаем большую призму. Руками к ней не прикасаемся. Для этого есть пинцет.


В шахте осталась малая призма и распорная пружинная втулка.


Вынимаем их. Обязательно перед этим запоминаем положение призмы. Иначе при сборке легко надломить грани призмы. А это в наши планы никак не входит.


Теперь хорошо видна марка.Особое предостережение! — к марке ничем не прикасаться. Ну, от слова «вообще». Только как следует сдуваем пыль с марки специальной грушей, у которой забор воздуха производится через клапан с тыльной стороны, «фото-груша».


А вот линзы объективов и поверхности призм будем чистить известным нам способом — свечной копотью. Сейчас приготовим копоть, разомнем ватные палочки (не прикасаясь к вате открытыми пальцами!), окунем их в копоть и начнем процесс. Затем очистим воздухом из груши.

Итак, линзы объективов идеально чисты.


Протираем ось турели и турель бензином. Ступицу турели прочищаем ватной палочкой, смоченной бензином. Чисто. Теперь можно собрать узел турели.


На ось турели наносим немного смазки ОКБ-122/7. Очень немного, этого достаточно.


А где наш шарик? Протираем его бензином и отправляем в гнездо.


Шарик на месте. На него также капля пластичной смазки.


Теперь ещё раз продуваем линзы, объёмы и собираем узел турели.


Помните, винт крепления револьверной турели не завинчивается туго. Доводим его до лёгкого сопротивления и совмещения стопорного винта с его посадочным местом.


Теперь проверяем совпадение и стопорим винты.


Затем очищаем плоскости призм свечной копотью и, продув их воздухом из груши, собираем шахту. Руками к призмам не прикасаемся, всё делаем пинцетом.


Призмы на месте. Закрываем шахту крышкой с окуляром. Готово!


Так выглядит изображение, наблюдаемое в видоискатель, но получить качественные снимки через окуляр оказалось делом нелёгким. Увы…


А так выглядела дальномерная камера Киев-4а с телеобъективом Юпитер-11 и универсальным видоискателем.


Добавить в избранное +73 +106
свернуть развернуть
Комментарии (48)
RSS
+
avatar
  • Pesec
  • 27 апреля 2020, 09:28
+3
Вы отлично разбираетесь в механике объективов, наверное и в самой технике фотографии тоже?
Может поделитесь зарисовками?)
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 09:34
+2
В каком смысле, коллега?
И — спасибо!
+
avatar
  • Pesec
  • 27 апреля 2020, 09:43
0
В смысле какими нибудь фото)
Или проявка, закрепление, печать и прочее остались в прошлом?
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 10:05
+8
Ну… я не настолько хороший фотограф, чтобы показывать пример на своих фотографиях. Тем более, сайт несколько иного направления. А химическая обработка в домашних условиях, да, осталась в прошлом. Сейчас не те условия дома. Проще отослать материал на обработку и сканирование. А принтерная печать альбомных фото — в любом Rossmann или DM. Просто подходишь к автомату, вставляешь в него флешку и — банковскую карточку. Тут же забираешь готовые снимки. Правда, изредка щекочет былое, хочется поиграться в ретроспективу. Игрушек хватает. В тех же Rossmann плёка без проблем. И цветная, и классическая черно-белая. А в фотомагазинах и роль-фильм, и пластинки любого формата. Только бы желание, условия и время.
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 10:45
+6
Хотя… знаете, если честно признаться, были у меня некоторые попытки. Но после того, как попал на вставку Джозефа Хофленера, всяческие амбиции со своей стороны оставил.
+
avatar
  • Pesec
  • 27 апреля 2020, 11:17
+1
Зато вы, в отличии от Джозефа Хофленера, чините подобную аппаратуру :)
+
avatar
  • Naevus
  • 27 апреля 2020, 11:20
+3
Как говорил мой преподаватель по автоделу: «когда ни будь доживете до времен, чтобы было как у летчиков: одни летают, другие ремонтируют»…
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 12:50
+7
Он не далёк от истины. В фотографии есть фотограф и есть лаборант. В кинопроизводстве, так вообще — сценарист, режиссёр, оператор, монтаж, озвучка — совершенно разные профессии. А механики по ремонту техники — это вообще отдельное государство :)
+
avatar
  • tuz_83
  • 27 апреля 2020, 11:24
0
В тех же Rossmann плёка без проблем. И цветная, и классическая черно-белая.
Плёнку у ломографов видел — «чудят» до сих пор))
+
avatar
  • Zardek
  • 27 апреля 2020, 09:46
-7
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 09:57
+14
Это не для камер, для камер оно не надо. Это для съёмки. Как бы не изменялась технология получения изображения, но способы организации композиции, построение кадра, поиск нужного ракурса не изменяется уже более века.
+
avatar
  • Zardek
  • 27 апреля 2020, 10:49
-1
Честно говоря не понимаю, как такая штука может сейчас помочь. С инженерной точки зрения всё тоже самое можно сделать и с помощью механизмов современного цифрового фотоаппарата.
+
avatar
  • Naevus
  • 27 апреля 2020, 11:14
+1
Я так понимаю, подготовка к съемке (рекогносцировка) не всегда включает в себя доставку на место натуры оборудования (а вдруг место не подойдет?) А с такой штукой можно объехать все площадки и оценить их возможности.
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 11:26
+7
Да, именно. Это важно для тех, кто плотно занимается архитектурной и ландшафтной съёмкой. Да и технику разворачивать не всегда нужно для того, чтобы определиться с границами кадра, подходящим углом оптики, ракурсом. С оптическим видоискателем это решается куда как быстрее и нагляднее. Кроме того, он позволяет наблюдать за тем, что происходит вне кадра в ближайших его границах, чего нет ни в одной цифровой камере. В дальномерках видоискатель делали «с запасом», а границы кадра определяли светящейся рамкой. Снимаешь и видишь, что рядом. Всегда можно перевести камеру в нужную точку. В общем, есть определённые нюансы, но они важны не для всех.
А ещё лично у меня был забавный случай. На Sony отказал дисплей. А я в поездке. Поставил на камеру ВУ, а зум выставлял по эквиваленту — 28 мм, 35 мм. 50 мм. И всё великолепно. Да, результат съёмки сразу не увидишь, ну и ладно. кстати, долго так снимал, пока экран не поменяли.
+
avatar
-4
кто плотно занимается архитектурной и ландшафтной съёмкой
Архитектуру и пейзаж снимают форматными камерами с наклонами. По-простому, на обычных фотках высокие здания заваливаются. Вот для серьезных съемок применяют специальные камеры.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B
.
А этот Ваш револьверный видоискатель — такая древность, если сравнить с компом- то это даже не калькулятор, это проволочные счеты
+
avatar
  • Norno
  • 27 апреля 2020, 18:40
+3
Подробные видоискатели до сих пор активно используются в кинопроизводстве. Камеры там огромные, дорогие и тяжёлые. И чтобы прикинуть кадр тащить камеру совершенно избыточно, а может и вообще надо рельсы ставит или кран двигать, так что там применяются так называемые «режиссёрские видоискатели» только сейчас они чаще в виде зума, но бывают и большие, с возможностью поставить требуемый объектив
yandex.ru/images/touch/search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B0&source=tabbar
+
avatar
+1
Смешно, конечно… Но случайно приобрел для дочери уз фуджик S700… Не ахти, но с видиком… Плюс внешнее питание… Думаю, самое удачное спонтанное приобретение…
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 20:53
+2
Замечательная машинка. Недостаток только один — лично для меня — неповоротный экран.
+
avatar
0
Согласен…
+
avatar
0
складывают плацы
крутые операторы! ))

интересная приблуда, но так и не понятно зачем она нужна в современном мире, когда тотально на камерах есть экраны.
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 10:37
+2
Толку-то от экранов на солнце.
+
avatar
+2
Профессиональные фото/кино камеры размерами совсем не напоминают бытовые мыльницы. Для построения кадра необходимо тщательная подготовка. Видоискатели и помогают оператору/художнику выбрать либо подготовиться к основной съёмке. Сам момент съёмки это 1% времени, 99%это подготовка.
А в результате потрясающая картинка.
+
avatar
  • jenya
  • 27 апреля 2020, 14:13
-1
То случай когда телефон/мыльницу взять якобы сложнее, чем девайсину из прошлого века?
+
avatar
  • Norno
  • 27 апреля 2020, 18:44
+2
А какие преимущества, по вашему, день «мыльница»? Шумы, недостаточную и неравномерную чувствительность? Зачем электроника если она не даёт преимуществ?
+
avatar
  • jenya
  • 27 апреля 2020, 21:43
-1
Я могу сходу назвать много плюсов даже телефона. что можно сделать много кадров, можно выслать через интернет, это прямо самые очевидные. А вот какие плюсы у этого устройства?
+
avatar
  • Norno
  • 28 апреля 2020, 00:39
+2
А если вам вообще не нужны кадры? Снимаете вы кино и ищите ракурс, куда положить рельсы, или где должен висеть кран. и вот у вас энергонезависимое устройство, одинаково хорошо работающее в разных условиях освещенности и способное одновременно передать и ярко освещенный луг и темную чащу леса.
+
avatar
+4
Блин, я и не знал что такие штуки бывают. Спасибо за обзор.
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 10:42
+1
Пожалуйста! )
Очень удобная штука.
+
avatar
0
Чистка копотью-это основной способ приведения оптики в чистое состояние? Я понимаю, что это быстрый, экономичный и эффективный способ очистки, но хотелось бы узнать как и чем очищать оптические системы по документированным правилам.
+
avatar
  • stump
  • 27 апреля 2020, 14:27
+1
Мнение представителя Карл-Цейса устроит? :)
Написали про этот способ на фотофоруме Видеомакс, очень давно, в 2000х
Я сейчас поиском поискал для пруфа, но не нашел. Короче, кто-то был на фотовыставке и там пробовал какой-то Цейсовский объектив на стенде. А объектив — демо экземпляр — был заляпан пальцами предыдущих страждущих. Так вот на глазах у изумленного товарища, представитель Цейса набрал в рот водички из бутылки, прополоскал рот, выплюнул воду, потом набрал еще раз и чуток прыскнул на линзу. И вытер фототряпочкой ( микрофиброй).
Это не прикол, смысл тут в том, что слюна — это слабая щелочь. И жиры она снимает отлично.
И этот представитель потом пояснил, что ничего незаконного с точки зрения производителя объективов он не делал, просветление это не портит
+
avatar
  • ksan
  • 27 апреля 2020, 14:45
-6
+
avatar
  • stump
  • 27 апреля 2020, 15:05
+5
надо бы Вам «в отместку» еще обзор про дальномер «Блик» написать ( для фотиков типа «Смена-8), у меня где-то был, но боюсь на даче, сразу „отместка“ не получится. :-))))
+
avatar
  • ksan
  • 27 апреля 2020, 15:10
-1
> где-то был, но боюсь на даче…
Вот это правильная судьба для таких штук!)))
Техника, с тех пор, уже очень далеко ушла в своём развитии. Всё стало значительно сложнее в своём устройстве и удобнее в пользовании.

Вы возьмите лучше постройте карданную камеру с кадром «метр на метр», и сами делайте для неё фотопластины) Вот это круто будет!)
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 15:23
+1
Да и у меня был. Но не для «Смены». Там он мало нужен. Одно время мне приходилось работать форматной камерой. Я отъюстировал её и снимал по такому вот дальномеру. Тоже, кстати, пришлось повозиться с ним, лекало подтачивал, погрешность убирал.
Да, а что вот это такое, знаете? ;)



Тоже в очереди на восстановление, но документировать не буду )
+
avatar
  • stump
  • 27 апреля 2020, 16:42
0
По-видимому, это что-то типа:

+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 17:23
+1
Первый советский фотоэлектрический экспонометр «ФЭД».
+
avatar
  • Naevus
  • 27 апреля 2020, 17:26
0
пол лицевому селеновому фотоэлементу легко угадывается. Но в жизни такого не встречал.
+
avatar
  • DDimann
  • 28 апреля 2020, 00:12
+1
Но не для «Смены». Там он мало нужен
В детстве именно на смену такой ставил.
Стоил он, насколько помню, бешеных денег — 3 рубля 30 копеек :)
Хотя для смены, с ее объективом и бешеной глубиной резкости действительно не особо и нужен :)
+
avatar
  • Naevus
  • 27 апреля 2020, 17:24
0
Пластик? а у меня где то металлический был — брутальный.
+
avatar
  • 50AC
  • 27 апреля 2020, 15:14
0
Класс! Спасибо. Интересно читать. А такую штуку я один раз в жизни видел. В далёком детстве. :)
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 15:18
+1
Спасибо!
+
avatar
  • virrao
  • 27 апреля 2020, 20:57
0
Как всегда- прекрасно!
Помню эти видоискатели, они всегда были в магазинах- мало кто брал.Все-таки сменные объективы на зеркальных камерах лучше, чем на дальномерных.
Последнее фото смотрится как кадр из старого фантастического фильма, как картина, неожиданный изящный объект чуждой технологии.
+
avatar
  • LePart
  • 27 апреля 2020, 21:21
+1
О, если бы в те времена они вот так свободно были в магазинах! Стоил он пятнадцать рублей. Недорого даже по тем временам. Но без коробки конфет и шампанского девочкам в магазине… не-а! :)

Спасибо!
+
avatar
0
«Снимаем турель с оси. При этом особое снимание на шарик. Если он выпадет, найти его потом будет трудно. Так что соблюдаем аккуратность. Итак, турель снята, шарик благополучно пойман (зелёная стрелка).» наверное — «внимание». Не придирка, просто бросилось в глаза. За обзор спасибо.
+
avatar
  • LePart
  • 29 апреля 2020, 11:17
+1
Спасибо за помощь! Да. Особое спасибо — за внимательность. Иногда автозамена такое из опечатки сделает, что ни уму, ни сердцу. А когда двадцатый раз читаешь собственный текст, то слова не с листа, а из «оперативной памяти» читаются. А «кэш» в голове не сотрёшь. Добавьте возраст и очки… Сейчас поправлю.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.