Авторизация
Зарегистрироваться

Часы изнутри. Ремонтуар. Назначение, взаимодействие узлов и деталей.

Как-то во время работы над очередными часами мне подумалось, что рассказывая о ремонте часов, я говорю лишь о том, как разобрать и собрать механизм, но оставляю вне рассказа устройство самого механизма, назначение узлов и взаимодействие в них деталей либо же говорю об этом вскользь так, словно это давно и всем известно. Даже ни разу не сказал об основных составляющих часового механизма. А ведь многие наверняка задумывались, что же происходит при вращении заводной коронки часов, что же это там такое пощёлкивает и похрустывает, почему при переводе вала в положение управления стрелками заводной механизм отключается, но переводятся стрелки, что обеспечивает валу лёгкий обратный ход при заводе пружины и многом другом. Задача этого рассказа в некоторой степени восполнить пробел и ответить на простой, а возможно и не очень простой вопрос: «Почему?»



Как и любой механизм или иное устройство, часы состоят из определённых функциональных узлов. Есть генератор точных временных интервалов — баланс и устройство спуска, есть делитель временных импульсов до секундного, минутного и часового значения. Есть источник энергии для работы механизма — например, гиря, можно сказать, в этом случае мы используем дармовую энергию притяжения земного шара или пружина, накапливающая в себе энергию, сообщаемую ей пальцами рук при заводе или преобразующая кинетическую энергию маховика автомата в потенциальную энергию взведенной пружины. И, разумеется, устройство индикации времени — стрелочный механизм, показания которого могут изменяться как автоматически при ходе механизма, так и вручную при переводе стрелок переводным (заводным) валом. Поскольку в подавляющем большинстве механических наручных часов источником энергии является пружина, то необходимо устройство завода пружины. В самых ранних конструкциях часов механизмы перевода стрелок и завода пружины представляли собой отдельные, никак не связанные между собой узлы. Для завода пружины и перевода стрелок служил прилагаемый к часам ключ («часы-ключёвка»). Нужно было откинуть заднюю крышку, установить ключ в то или иное отверстие и зависимо от этого перевести стрелки или завести пружину. В некоторых часах для перевода стрелок нужно было просто откинуть стеклянную крышку и пальцами передвинуть стрелки в нужное положение. Пока часы были карманными, большого размера, с таким положением вещей можно было мириться, но с их миниатюризацией пришлось задуматься над тем, каким образом оптимизировать число органов управления. Так был изобретён, кстати, сравнительно недавно, узел часового механизма, получивший название ремонтуар, с применением которого управлять часами стало возможно, оперируя лишь одним элементом — коронкой заводного вала. В нормальном положении при вращении заводного вала по часовой стрелке осуществлялся завод пружины, вращение вала против часовой стрелки — холостое. А при вытягивании вала во второе положение производилось управление стрелками. Интересно то, что классический ремонтуар дошел до нашего времени практически без каких-либо изменений. Этот узел работает как в электронных часах со стрелочной индикацией, так и в классических механических часах. А раз так, то знакомство с работой часового механизма начнем именно с него и рассмотрим ремонтуар на примере калибра 2602 завода ЗИМ хорошо известных многим часов «Победа».

Итак, сняв стрелки и циферблат, мы увидим под ним следующую картину. Прежде всего бросается в глаза часовое колесо. Оно в самом центре. На футор — цилиндрическую часть колеса, напоминающую трубку, надевается часовая стрелка, совершающая оборот за двенадцать часов. Снимем часовое колесо.


Теперь можно рассмотреть минутный триб (красная стрелка). Это весьма важная деталь в самой идее часового механизма. Собственно, минутный триб несет на себе минутную стрелку, совершающую полный оборот за один час. Но кроме этого он выполняет ещё одну задачу. Стрелочный механизм, само движение стрелок часов, может быть осуществлено как в автоматическом режиме от механизма хода часов, так и вручную, от ремонтуара. Значит, механизм хода, и ремонтуар, и стрелочный механизм должны быть связаны друг с другом, но не жестко, а так, чтобы иметь возможность управлять движением стрелок независимо друг от друга. Именно такую связь осуществляет минутный триб. Это происходит благодаря тому, что минутный триб посажен на ось минутного (центрального) колеса не жестко, а с возможностью проскальзывания, то есть, представляет собой фрикционную муфту. Поэтому, если к минутному трибу приложить определённое усилие, то триб провернется на оси минутного колеса и стрелки займут то положение, которое определим мы сами, а в автоматическом режиме минутный триб, удерживаемый усилием посадки на оси минутного колеса, будет вращаться вместе с осью минутного колеса, перемещая минутную стрелку, установленную на нем, вексельное колесо, связанное с ним, а триб вексельного колеса передаст усилие вращения на часовое колесо с передаточным значением двенадцать к одному. Но с вексельным колесом связаны и колеса переводного механизма — ремонтуара. Сейчас уберём пружинную крышку этого устройства (зелёная стрелка) и рассмотрим его детали.


Итак, перед нами ремонтуар.
1 — вексельное колесо.
2 — минутный триб.
3 — переводные колеса.
4 — переводной рычаг вала (промежуточный рычаг).
5 — заводной вал.
6 — переводной рычаг кулачковой муфты (переводной рычаг).
7 — R-образная пружина.
8 — пружинная крышка ремонтуара.

Под рычагом 6 просматривается кулачковая муфта — основная часть ремонуара. Её рассмотрим подробно несколько ниже.



К заводному устройству, управляемому ремонтуаром, так же можно отнести:
1 — коронное колесо.
2 — колесо барабана (заводное колесо) и собачку заводного колеса.

Здесь можно заметить, что коронное колесо в современных механизмах таковым не является, на нем не выполняется коронный венец, как это делалось в ранних версиях часовых механизмов, но, несмотря на это, название за ним закрепилось, поскольку стало привычным. Сюда мы еще вернемся несколько позже и подробнее.

REM: Коронное колесо — особый вид колёс, зубья которых располагаются на боковой поверхности. Такое колесо, как правило, стыкуется с обычным прямозубым, либо с барабаном из стержней (цевочное колесо).



Итак, демонтируем детали ремонтуара.

Это — ось минутного колеса, на которую и надевается минутный триб с определённым трением.


Рассмотрим детали подробно. Перед нами заводной вал. Его конструкция идентична практически во всех стрелочных часах, разумеется, за исключением размеров. Итак:
1 — хвостовик заводного вала.
2 — квадрат.
3 — цилиндрическая часть или «заплечик».
4 — коронка
5 — ось.
6 — проточка под промежуточный переводной рычаг.

Хвостовик служит для установки вала в гнезде платины. Область квадратного сечения предназначена для соединения вала с кулачковой полумуфтой — «бочонком». На заплечике, цилиндрической части вала, располагается вторая полумуфта — заводной триб, или, как его ещё называют часовщики, «полубочонок».
А ведь кажется, такая простая деталь…



Как же устроена кулачковая муфта? Рассмотрим для начала устройство заводного триба, полубочонка. Колесо имеет стандартный венец по краю. Он взаимодействует с коронным колесом. Круглое отверстие для посадки на заплечик заводного вала. А на боковой поверхности триба выполнен венец в виде храповика, который соответствует такому же на кулачке муфты — «бочонке».


С обратной стороны заводной триб имеет гладкую поверхность.

На заводной вал заводной триб устанавливается вот таким образом. Место его установки — заплечик вала, цилиндрическая часть, которая служит ему осью. Триб свободно прокручивается на этой оси и не связан с валом никаким другим образом.

Теперь посмотрим, как с заводным валом взаимодействует промежуточный рычаг. У этого рычага есть усик, входящий в проточку на валу. Так вал закрепляется на платине. Именно этим рычагом ограничивается степень перемещения вала по его оси. Помните ту самую «магическую» кнопочку, которую мы нажимаем для извлечения вала из механизма? Так вот, при нажатии на кнопочку рычаг поднимается, выходит из паза проточки вала, разъединяя его с механизмом, и вал получает свободу осевого перемещения. Тут-то мы его и вынимаем наружу. Кнопочка есть не всегда. Как в нашем случае, может быть винт. Тогда его нужно отпустить до выхода усика рычага из проточки на валу. И тогда вал может быть извлечен из механизма.
Итак, рычаг имеет:
1 — гребёнку и боковой толкатель.
2 — усик.


Рассмотрим вторую часть кулачковой муфты — кулачок или «бочонок». Деталь важная, поэтому уделим ей внимание.
На кулачке находятся:
1 — храповик.
2 — коронный венец.

Посередине кулачка выполнена проточка под переводной рычаг кулачка.


Здесь хорошо виден венец храповика, являющийся ответной частью такового на заводном трибе, и квадратный туннель для установки кулачка на участке заводного вала квадратного сечения.

Это — коронная часть кулачка, сопрягающаяся с системой переводных колес.

А так переводной рычаг устанавливается в проточку кулачка.

Давайте соберём кулачковую муфту на валу. Заводной триб расположен на заплечике, а кулачок на квадратном участке заводного вала. В таком положении муфта находится в режиме завода пружины. Храповик сомкнут. Теперь вращение по часовой стрелке от квадратной части заводного вала через храповик будет передаваться ответной части заводного триба и далее не коронное колесо. При вращении вала против часовой стрелки храповик разомкнется и триб не будет вращаться. Мы еще вернемся к рассмотрению процесса после сборки ремонтуара.

Что же произойдёт, если мы сдвинем кулачок в сторону от заводного триба? Кулачок подвинется, его коронная часть войдет в зацепление с переводным колесом и усилие вращения будет передаваться переводным колесам, вексельному колесу, минутному трибу и стрелки будут переводиться. Ниже мы рассмотрим процесс нагляднее.

Теперь рассмотрим, как заводной вал устанавливается на платине. Сейчас вал утоплен и находится в положении завода пружины.

Это положение перевода стрелок.

С обратной стороны платины. Положение завода.

Положение перевода стрелок. Обратите внимание на то, что хвостовик вала перемещается в туннеле и то выходит, то прячется в него. Это перемещение в некоторых часах используется для организации функции «стоп-секунда». Вал своим хвостовиком нажимает на пружину, которая стопорит либо баланс, как в часах «Спортивные», либо одно из колёс ангренажа. В рассматриваемом механизме эта функция не предусмотрена.
Здесь вал в режиме перевода стрелок.

А это Т-образное гнездо на платине, в котором монтируется кулачковая муфта. В перекладине «Т» устанавливается заводной триб и гнездо не дает ему возможности перемещаться в осевом направлении. А в большом гнезде устанавливается кулачок и это дает ему возможность осевого перемещения.

И с обратной стороны.

Рассмотрим установку заводного триба. Здесь вал в режиме завода пружины.

А здесь в режиме перевода стрелок. Как видим, в любом положении вала заводной триб остается на месте. А иначе как бы он мог сопрягаться с коронным колесом?

Собираем кулачковую муфту полностью. Сейчас муфта в режиме завода пружины. Здесь уже наглядно видно, как сопряжены зубья храповой части муфты. Поворачиваем вал по часовой стрелке и заводной триб повторит это движение. Но если повернуть вал против часовой стрелки, храповик разойдется. А вот для того, чтобы муфта не размыкалась при заводе пружины, служит переводной рычаг и R-образная пружина. Это можно будет наблюдать после полной сборки.

Что же произойдёт при переводе муфты в режим перевода стрелок? В этом режиме кулачок муфты передвигается до зацепления коронной части с переводным колесом. Заводной триб выходит из зацепления с храповой частью кулачка и не может вращаться. Зато вращение вала через квадратную часть и сопряженный с ней кулачок передается на колесную систему перевода стрелок.

Так этот процесс выглядит с обратной стороны платины. Режим завода.

И режим перевода.


Как же осуществляется переключение режимов кулачковой муфты? Для этого служит система из двух рычагов и R-образной пружины. Эта система одинакова практически во всех наручных часах, как в механических, так и в электронно-механических со стрелочной индикацией. Разумеется, есть варианты конструктивного исполнения, но сам принцип неизменен.
Итак, устанавливаем промежуточный и переводной рычаги на место. Пружину, увы, установить без крышки нельзя, иначе она выскочит. А за крышкой мы ничего не увидим. Так что рассмотрим процесс переключения без пружины. Сейчас рычаги и муфта в режиме завода пружины. Вал утоплен, промежуточный рычаг повернут вправо по часовой стрелке. Плоскости толкателей рычагов совмещены. В этом положении переводной рычаг удерживается усилием R-образной пружины.

Давайте переведем ремонтуар в режим перевода стрелок, потянув заводной вал наружу. Что мы видим? Заводной вал поворачивает промежуточный рычаг влево против часовой стрелки за ус рычага, находящийся в проточке вала и удерживаемый там крепёжным винтом, но позволяющим рычагу поворачиваться. Промежуточный рычаг плоскостью толкателя действует на толкатель переводного рычага и переводной рычаг смещается влево (по картинке), увлекая за проточку за собой кулачок («бочонок») поводковой муфты. Муфта перемещается, заводной храповик разъединяется, коронная часть кулачка входит в зацепление с переводным колесом. При собранном ремонтуаре положения переключателя фиксируются взаимодействием гребёнки промежуточного рычага и пальца пружины пружинной крышки (увидим ниже).

Если же мы теперь вернем вал назад, утопим его, то переводной рычаг под действием R-образной пружины вернет кулачок муфты в исходное положение завода пружины. Теперь наглядно видно, что происходит, когда в режиме завода пружины вал вращается против часовой стрелки — храповик муфты разъединяется, но под действием R-образной пружины снова стремится сомкнуться. Именно при этом процессе и происходят те самые характерные щелчки, которые мы слышим при обратном ходе коронки. При прямом ходе коронки тоже слышно частое пощелкивание. Но в этот раз щелчки происходят от работы собачки барабанного колеса. Они чаще, поскольку и зубьев на барабанном колесе больше.

А это пружинная крышка ремонтуара. Красная стрелка указывает на палец пружины, который взаимодействует с гребёнкой промежуточного рычага и фиксирует положения переключения — завод и перевод.

Накроем ремонтуар крышкой. Здесь четко видно взаимодействие пружины и гребёнки промежуточного рычага. Так это происходит в режиме завода пружины.

А так в режиме перевода стрелок.

Режим завода с обратной стороны.

И режим перевода.

Установим мост барабана. В мосте рядом с венцом коронного колеса выполнена проточка, в которую входит венец заводного триба (красная стрелка).

Ставим на место коронное колесо и видим, как венцы коронного колеса и заводного триба совпадают. Теперь усилие от заводного триба передается коронному колесу, от коронного колеса заводному колесу барабана, а от раскрутки пружины её предохраняет собачка барабана. Так происходит завод пружины вручную.


В заключение, думаю, уместно было бы добавить описание некоторых характерных неисправностей, встречающихся в ремонтуаре.
Несмотря на надёжность и стабильность узла, из-за чего механики по ремонту часов часто игнорируют разборку и профилактику ремонтуара, в нем встречается ряд неисправностей. Например, разрушение зубьев венца заводного триба. При этом на валу ощущается перескок при заводке пружины и пружина не заводится. При выработке в посадочном отверстии платины под заводной вал проседает заводной вал, и промежуточный рычаг может не удерживать его, то есть, вал будет выпадать, а заводной триб выходить из зацепления с коронным колесом. Снова «перехваты» при заводке пружины. При загрязнении механизма или некачественной смазке переводной рычаг не переводит кулачок в крайние положения. При этом либо нельзя выставить стрелки, либо вал проскакивает при заводке пружины. Неисправности такого порядка возникают весьма редко, но они имеют место, поэтому профилактика узла при репассаже часов желательна весьма, особенно в том случае, когда при переводе стрелок и заведении пружины ощущаются неполадки.
Отдельно хочу сказать о посадке минутного триба. Усилие проскальзывания триба должно быть таким, чтобы стрелки уверенно следовали за осью минутного колеса, но оно не должно быть больше усилия, сдаваемого пружиной на оси минутного колеса. Иначе возможно повреждение анкерной вилки при переводе стрелок. Поэтому если усилие на валу, требуемое для перевода стрелок, заметно возросло или упало, следует обратиться в мастерскую, а перевод стрелок (если в инструкции не указано иное) производить по ходу стрелок и при заведённой пружине.
Добавить в избранное +194 +355
свернуть развернуть
Комментарии (138)
RSS
+
avatar
  • qwe11
  • 09 июля 2020, 07:35
+17
Шикарно! Спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:50
+3
Вам большое спасибо!
+
avatar
+4
И Вам спасибо… Написано просто и понятно… Вам бы в педагоги податься, сам в ЛЭТИ 25 лет преподавал, знаю, о чем говорю…
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 19:46
+10
Да куда уж мне, Борис! Возраст не тот. Но по мере сил стараюсь оставить знания в Сети, пока есть возможность хоть что-то отдать интересующемуся и знающему читателю.
+
avatar
+4
Возраст в педагогике значения не имеет… Важно состояние души и возможности страны пребывания… Везде свои тараканы… Но общение с детьми, которые Вас Уважают (именно с большой буквы), многого стоит…
Опять же — Вы оставите на замену себе аналогичных патриотов этого специфического в нынешнее время ремесла… Спасибо еще раз…
+
avatar
+1
Обзор много букв и фото, автор герой
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 11:07
+5
Служу благодарному Читателю!
+
avatar
+7
Очень познавательно!
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:48
+7
Стараюсь по мере своих скромных знаний и умений, спасибо!
+
avatar
  • VladM
  • 09 июля 2020, 07:47
-30
+
avatar
  • ksiman
  • 09 июля 2020, 07:51
+19
Нафига вот этот рассказ
Не нравится — не читайте.
+
avatar
  • Boor
  • 09 июля 2020, 08:47
-3
Вам ведь можно ответить в вашем стиле: нравится такое читать, идите на сайт по ремонту часов, им море в сети.
ksiman абсолютно прав. Портал постепенно удаляется от своей заявленной тематики. Можно понять и было бы даже познавательно почитать обзор по ремонту той или иной современной техники, с которой мы постоянно в быту имеем дело, но при чем тут столетние часы, которые большинству уже ни в каком виде не интересны, ни в разобранном, ни в собранном...)
+
avatar
+24
Вы правы, конечно… Только вот среди мусора о грошовом китайском ширпотребе и скидках на него, приятно иногда видеть статьи написанные специалистом, умные и при том понятные. С хорошим языком, а не гуглопереводом китайских инструкций. Может, и место таким статьям больше на специализированных ресурсах для читателей умных и интересующихся, но без таких статей «Муська» станет просто еще одной маргинальной помойкой…
+
avatar
  • Boor
  • 09 июля 2020, 10:48
+1
И вы правы, конечно… Только ведь и среди «китайского ширпотребного мусора», о котором писать обзоры вообще нет смысла, встречаются вещи достойные внимания, увы, порой, с теми или иными болячками или требующим ремонта со временем. Я вот купил в том году хорошее ГУ на Али, только радость покупки омрачил перегрев процессора, который легко можно победить. Хотел было написать обзор, но видимо «чукча», то есть я, не писатель. И фотографировать процесс нужно было, чего не сделал. Да и опять же, существует много тематических форумов для этих целей.
То есть любому из нас есть про что рассказать, коли уж речь о внутреннем мире гаджетов зашла и что самое главное, в полном соответствии с назначением сайта. А то сегодня часы советские разбираем, завтра Жигули, послезавтра дисковый телефон, магнитофон Астра и т.д. А оно остальным надо?)
+
avatar
+3
По вашей логике — мне не нужен, по крайней мере сейчас, ГУ, так что ваш так и сделанный обзор и модернизация мне в категории «А оно мне надо?», тем более что есть дофига ресурсов по доработке электроники, где можно получить обратную связь от разбирающихся в этой теме, и конкретные рекомендации.
Лично мне нравится, что данный ресурс плавно расширяет тематику, становится более интересным и полезным. Ограничивать тематику сайта пресловутым «п.18», а реально рекламой, а «остальным, оно надо?»
+
avatar
  • VladM
  • 09 июля 2020, 11:54
-2
«Лично мне нравится, что данный ресурс плавно расширяет тематику»
В сети было дофига сайтов, которые сначала были интересными, а потом " плавно расширили тематику" и загнили, потому что стали неинтересны тем, кто по началу приходил на сайт за обозначенной изначально тематикой. Наверняка любой, кто более-менее давно в сети, имеет в своей жизни такие примеры. Такие сайты потом оккупируют 20-30 человек, которые и «собачатся» на нем между собой…
+
avatar
+4
Обратных примеров тоже есть, а так же причем тут «20-30» к расширению? Скорее наоборот, пока «20-30» массовых «п.18» стараются не допустить интересных авторов иных направлений на портал…
+
avatar
  • Boor
  • 09 июля 2020, 13:10
0
Лично мне нравится, что данный ресурс плавно расширяет тематику, становится более интересным и полезным.
Вопрос не в том, кому что нравится, а как та или иная тема соответствует идеологии сайта. А она гласит:
Сайт MYSKU.ru cоздан для обзоров товаров, заказанных в зарубежных интернет-магазинах AliExpress, Amazon, Ebay и других.
Теперь скажите, с какого боку нужно взглянуть на этот обзор разбора часов, что бы хотя бы за уши притянуть к минимальной гармонии между ними?)
Эх, попрошу пожалуй жену сделать доклад с иллюстрациями как она печет яблочный пирог. Да и я сподоблюсь и расскажу как буду разбирать стиральную машину Bosch, купленную в СПб лет 15 назад. Ведь кому то будет интересно?)
И закончится тем, что сайт созданный для ориентации в интернет покупках и их обсуждении превратится в мало кому интересную информационную помойку.
Таки нужно отделять мух от котлет, как учит наш вошЬдь...)
+
avatar
+5
Сайт плавно превращается в «информационную помойку» не потому, что в нем интересные умные статьи, а потому, что таких статей нет. Реально происходит отделение не «мух от котлет» а рекламы от интересной информации.
Для разделения того, что вам интересно, а что — мимо, есть рубрикатор. Вполне возможно, что нет предела совершенствованию движка сайта для учета личных предпочтений, но пока и так — нормально…
+
avatar
+1
Теперь скажите, с какого боку нужно взглянуть на этот обзор разбора часов, что бы хотя бы за уши притянуть к минимальной гармонии между ними?)
На этом ресурсе есть и обзоры купленных часов, и зачастую ограничиваются они цветом ремешка и фото механизма после снятия задней крышки.
А Уважаемы LePart доступным словом дает всем интересующимся бесплатные уроки, погружает в предмет неизмеримо глубже цвета ремешков и количества дырочек на них.
Задумываясь о покупке часов читатель статей LePart`а будет делать выбор более осмысленно, сможет избежать элементарных ошибок, что уже немало.
Да и обзоры купившего очередные часы станут более широко охватывать вопрос.
Минусы можно найти во всем, если искать. Но лучше все таки пробовать найти плюсы, как мне думается.

Тем временем караван идет…
+
avatar
  • Boor
  • 29 июля 2020, 21:31
0
Задумываясь о покупке часов читатель статей LePart`а будет делать выбор более осмысленно
Спасибо, таки воздержусь от покупки часов 50-ти летней давности. А те что имею, Baume & Mercier, разбирать не собираюсь, даже ради интереса, а что же там внутри...)
+
avatar
  • DimSar
  • 09 июля 2020, 07:53
+7
Ну хоть что то познавательое и не про фонари, ножи и аккумуляторы.Однозначно плюс!
К счастью что не раскрыта тема «USB».
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:53
+4
Ну что Вы, как можно, такие часы — только по СОМ-порту, тогда USB ещё не было )))
Спасибо!
+
avatar
  • INN36
  • 09 июля 2020, 08:07
+2
нафига этот рассказ
Штихель штихелю — рознь.
Одно дело шпицштихель… И совсем другое — больштихель!
+
avatar
+15
из этой же темы
+
avatar
  • VHook
  • 09 июля 2020, 11:07
+3
Раздел DIY, что не так?
+
avatar
+14
Фееричный обзор, именно его как раз не хватало чтобы понять что к чему и зачем в часах! Спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:46
0
Спасибо за поддержку!
+
avatar
  • INN36
  • 09 июля 2020, 07:57
+4
в статическую энергию взведенной пружины
Статическую энергию физики пока не открыли.
А вот потенциальную — в школе проходят…
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:45
+9
Вот видите как, даже совершил открытие в физике, разменяв восьмой десяток лет! )
Спасибо, поправил.
+
avatar
  • Oswald
  • 09 июля 2020, 08:06
+3
Инструкции вам писать нужно.
Напоминает хороший советский учебник
p.s. отошлите резюме в Икеа
+
avatar
  • Eeyore
  • 09 июля 2020, 08:21
+5
Смеетесь? Икеа из кожи вон лезет, лишь бы инструкции были без слов.
+
avatar
  • Oswald
  • 09 июля 2020, 08:43
0
ну был случай у меня, собирал их мебель, две детали были левые. чуть голову не сломал себе.
а на кухне до сих пор стоит мойка фрап у которой слив дополнительный минуя сифон крепился. должен по инструкции и по факту исполнения крепиться
P.s. конечно смеюсь. ;-)
+
avatar
  • cofein
  • 09 июля 2020, 08:49
+11
+
avatar
  • ksiman
  • 09 июля 2020, 08:56
+5
После сборки Икеевской мебели, много чего лишнего остаётся, включая шестигранный ключ, прокладочный материал, упаковка, инструкция…
+
avatar
  • Eeyore
  • 09 июля 2020, 08:20
+11
Шикарно все- слог, терминология, подача материала, фото. Даже немного жаль, что никогда не пригодиться на практике.
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:44
+4
Спасибо!
Но «Никогда не говори: „Никогда!“ )
+
avatar
  • Otard
  • 09 июля 2020, 08:27
+12
Жаль, что нельзя два раза нажать «Понравилось»
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:43
+9
Но зато я могу два раза сказать: «Спасибо!» )
+
avatar
+5
Теперь я все смогу. Завтра же открываю часовую мастерскую)))
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:42
+4
Ну… удачи Вам в таком непростом начинании! )))
+
avatar
+3
Спасибо за описание. Всё грамотно и доступно (впрочем — как и всегда). Критикам — если неинтересно, зачем читаете? «Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус»?
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:42
0
Спасибо, Александр Петрович!
+
avatar
+7
Спасибо! С детства не мог понять почему рекомендовали переводить стрелки только вперёд. В описании ограничения не увидел. А оно бывает?
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:41
+1
Исправным часам неважно. Но есть нюансы, о которых я рассказывал. Просто заведите пружину и можно в принципе куда угодно переводить. Но исключительно в исправном механизме.
+
avatar
0
А коронка на резьбе в водонепроницаемых часах точно так же ходит?
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 19:39
0
Вал такой же, но коронка с муфточкой.
+
avatar
  • VladM
  • 09 июля 2020, 13:39
+4
Эта рекомендация ведёт свое происхождение от «часов с боем». Чтобы не испортить\не сбить настройку таких механизмов, в них строго-настрого можно было переводить стрелки только вперёд.
Это же может касаться многих наручных часов с календарём.
+
avatar
0
Спасибо!
+
avatar
+3
Вот отличный топик для моего комментария! :-)
У китайских копий швейцарских eta 6497/6498 (а их очень любят ставить в парнисы и прочие производители) есть одна особенность: мягкий заводной триб и муфта. В результате чего по мере эксплуатации стираются зубцы, и во время завода чувствуется проскакивание заводного вала.
Если часы нравились, то с этого момента этот мелкий грешок начинает раздражать, и часы начинают разочаровывать. Проблема решается заменой триба и муфты на оригинальные (примерно 1500 р) — на ибее имеются лоты с разборов мехов. Почему, на мой пользовательский взгляд, это стоит сделать:
— сам мех имеет больший запас хода (реально 60 часов), чем оригинал;
— частота колебаний его баланса выше, чем у оригинала, следовательно, насколько я знаю, должна быть выше точность;
— при должной настройке можно добиться приличной точности хода.
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:40
+1
Да, есть нюансы. Недаром «Молния» в ходу.
+
avatar
  • Parsek
  • 09 июля 2020, 09:17
+6
Отличная статья! Ни тебе политики, ни потребительство. Умиротворение…
Огромное спасибо! Читаю все статьи по ремонту, пока что, большую часть не понимаю.
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:39
0
Приятно такое слышать, спасибо огромное!
+
avatar
+2
Плюс даже не читая!!!
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:30
0
Даже в таком случае — огромное спасибо! ))
+
avatar
  • VladM
  • 09 июля 2020, 20:52
0
:-)… теперь я знаю, кто ставит продавцам-китайцам 5 баллов не распаковывая посылку ...:-)
+
avatar
  • redcap
  • 09 июля 2020, 09:26
+3
Про часы с календарем напишите?
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:29
+2
Да как бы уже…
Вот о Славе, вот Заря, а вот о Ракете.
+
avatar
  • crazon
  • 09 июля 2020, 09:38
+2
не раскрыта тема камней, что такое камни, и за что отвечает их количество
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:26
+6
Так это первый рассказ. А коль интересно именно о камнях, то обязательно. Но, пожалуй, совместно с ангренажем.
+
avatar
0
Тема огромна… Полностью в пост не поместится… Это только начало…
+
avatar
0
Камни — это опоры для осей. Как подшипники, только не для горизонтального упора, а для вертикального. Так как надо сделать так, чтобы часы ходили долго, возникает задача снизить трение до минимум. Чтобы снизить трение до минимума, площадь контакта делают минимальным. Но чем меньше отверстие и часть оси, которая в него входит, тем легче происходит выработка ресурса со временем, так как почти любой металл на таком масштабе — хрупкий и нежный. Камни — это небольшие искусственные рубины, очень твердые, которые не разрушаются от постоянного движения и снижают нагрузку на оси.
+
avatar
  • Mkhlv
  • 09 июля 2020, 10:37
+1
Здорово! Есть конечно о чем еще написать, но спасибо за обзор!
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:25
0
И к Вам с благодарностью!
+
avatar
  • astoa
  • 09 июля 2020, 10:53
+2
Где там карма…
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:25
0
Спасибище!
+
avatar
+4
Однозначно плюс за рассказ!
Так как в Муське есть тема DIY — то и вот такие технические подробности обязаны быть. Особенно, если это рассказ настоящего Мастера!
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:24
+1
Большущее спасибо!
+
avatar
  • Na4Fin
  • 09 июля 2020, 11:32
+1
Спасибо, было очень приятно читать. Весьма познавательно, отдельное спасибо за фото. Без них было бы ничего не понятно :-)
П.С. Всё знать невозможно, но стремиться к этому надо.
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:24
0
Безусловно!
Вам спасибо!
+
avatar
  • Avgur
  • 09 июля 2020, 11:34
+1
Спасибо!
Появилось желание разобрать старые часы, чтоб закрепить на практике, Вашу статью:-)))
Очень интересно.
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:23
+1
Почему бы нет? )
+
avatar
+2
Не читал, но, одобряю! Пошел читать.
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:23
0
Приятного чтения! )
+
avatar
  • Totka
  • 09 июля 2020, 12:09
+3
До сих пор где-то валяются шестерни из разобранных в детстве часиков, что-то напомнило.

Часовщики — хорошие ребята, отгибают ножки сокета интелловских материнок. Адская работа, я только вертикаль могу раза с 5-го посчитать, глядя на картинку с даташита, если она вообще есть, а не просто табличка, чтобы просто замыкание с соседней убрать с земляной ножки или по питанию, а чинить уже только нужные. Вот реально мне дурно становится, шея болит, глаза слезятся, а часовщики оп-оп и исправляют и берут недорого. Надо еще попробовать научить вставлять отсутствующие кусочком провода, а то приходится делать это уже самому.
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 12:23
+4
После правки волоска, побывавшего в руках ребёнка, выставить пины — детская забава )
+
avatar
  • ksiman
  • 09 июля 2020, 15:11
+1
Она детская пока количество гнутых пинов не переваливает за пол-сотни. Потом становится скучно, неинтересно и раздражительно…
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 22:08
+3
Сергей, я ведь электронщик, связист. Ну и механик — по совместительству )
+
avatar
+1
А уж если научить часовщика паять…
+
avatar
+3
Ремонтуар… Как красиво звучит… Навеяло.

Ну, многие слова я и без всяких прояснений понимаю. К примеру, что означает: «монополия»? Ясное дело — кабак. «Адаптер» — означает: пустяковый человек, вообче сволочь, и больше ничего. «Акварель» — это хорошая девка, так я соображаю, а «бордюр» — вовсе даже наоборот, это не что иное, как гулящая баба, «антресоли» крутить — это и есть самая твоя любовь, Агафон, на какой ты умом малость тронулся, и так дале.
©дед Щукарь.

За обзор огромное спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 15:40
0
И Вам спасибо за такой вот тезаурус. Не знал, ей-богу )
+
avatar
  • 407s
  • 09 июля 2020, 16:25
+1
Да это же Википедия на максималках.
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 19:30
+1
Стараюсь…
+
avatar
+1
Спасибо, очень понравилось. В детстве много часов разбирал, но ни одни не собрал.
+
avatar
+1
Тоже нужное дело…
+
avatar
  • LePart
  • 09 июля 2020, 19:30
+4
И я в детстве разбирал. Теперь вот в старости навёрстываю упущенное — собираю… )
+
avatar
  • AJACKS
  • 09 июля 2020, 22:45
0
Автор спасибо! Было интересно!
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 11:08
0
И Вас благодарю, Александр!
Рад, что интересно не только мне.
+
avatar
  • Grey_P
  • 09 июля 2020, 23:30
+1
Замечательно! С душой!!!
+++
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 11:09
+1
Как же здесь без души? Без души скучно будет. Спасибо!
+
avatar
+1
Спасибо огромное! Всегда интересно читать (и перечитывать!) Ваши статьи!
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 11:42
0
Спасибо, рад! Особенно — перечитывать )
+
avatar
  • Leoniv
  • 10 июля 2020, 12:33
+4
Можно задать вопрос? Несколько странной показалась форма промежуточного рычага. При его повороте вектор силы давления на переводной рычаг будет направлен практически в сторону оси переводного рычага. За счет криволинейной поверхности, конечно, появится небольшая составляющая этой силы, которая стремится повернуть переводной рычаг. Но заметную нагрузку будет испытывать и его ось. Почему так сделано? Почему на промежуточном рычаге не выполнить кулачок, который будет давить на переводной рычаг справа налево?



И еще вопрос по пружинной крышке ремонтуара. «Усик», т.е. сама пружина этой крышки, судя по фото, имеет близкое к квадратному сечение. Поэтому одинаково легко может изгибаться в двух плоскостях. Но рабочий изгиб пружины, как я понял, в плоскости крышки. Что удерживает ее от изгиба в перпендикулярной плоскости? Ведь некоторая коничность штифта и завал торца промежуточного рычага дадут вертикальную составляющую силы.

Спасибо.
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 13:13
+2
Я рассказал об общем принципе работы узла на примере конкретного механизма. Идее около полутора сотни лет. В современных механизмах принцип сохранился, но кое-что было изменено и учтено. Например, в калибре Заря 2009 промежуточный рычаг установлен на противоположной стороне по отношению к рассматриваемому механизму и толкатели выполнены иначе, именно в виде кулачков. А в последующих Победах промежуточный рычаг закреплен не винтом, а удерживается за счет вертикальной составляющей усилия пружины крышки и то, что пружина может изгибаться в двух направлениях, использовано для дела. Вместо винта установлена кнопка. Нажимаешь на нее, пружина прогибается в вертикальном направлении, промежуточный рычаг выходит из проточки вала и вал можно вынуть. А здесь пружина крышки не может уйти на вех. Циферблат не дает ей возможности передвигаться вертикально, он прижимает ее своей плоскостью.
Почему здесь так? Скорее всего потому, что такое решение не требует станковой обработки деталей, их легко изготовить вручную самыми простыми средствами обработки или штамповкой, а число деталей минимально. Кстати, один из самых надёжных и легко профилактируемых ремонтуаров. По принципу чем проще, тем дешевле и надёжнее.
Кстати, есть узлы, в которых нет промежуточного рычага, а переводной рычаг приводится в действие отдельной кнопкой на корпусе. Эту кнопку нужно нажать и удерживать для перевода стрелок. Например, карманная Докса.
+
avatar
  • Leoniv
  • 10 июля 2020, 13:26
+2
Спасибо! Было интересно узнать именно про этот конкретный механизм. Форма контактирующих поверхностей рычагов с инженерной точки зрения выглядит абсолютно нелогичной. Но чем-то ведь конструкторы руководствовались? Рычаги, судя по фото, штампованные из листовой стали, форма могла быть любой. Интересно Ваше мнение на сей счет.
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 13:40
+1
Тут скорее важно мнение месье Фреда Липмана, чья контора разработала калибр Lip26 и успешно продала его вместе со станками молодой советской стране. Тем не менее, как видим, часы замечательно работают вот уже лет по семьдесят. Безусловно, вариантов масса. Идея одна.
Вот, например, как это сделано в карманной Молнии калибр ЧК-6 и 3602. В этой конструкции более выгодное распределение сил. Но здесь на промежуточном рычаге требуется установка двух пальцев, а это человеко-часы, дополнительная технологическая операция. Кстати, иногда эти пальчики ещё и вываливаются. Приходится изготавливать и запрессовывать. Так что компромиссы…

+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 14:14
0
А так ремонтуар сделан в часах Ракета 2609. Практически 1:1, как в Победе.



+
avatar
  • Leoniv
  • 10 июля 2020, 14:26
0
Да, в Ракете сделано точно так же. Когда смотришь на место соприкосновения рычагов — аж мурашки по коже :)
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 14:37
0
А это — Слава 2427. Тут малость продвинуто.

+
avatar
  • Leoniv
  • 10 июля 2020, 14:53
0
Кончик переводного рычага — в форме яйца :) Передаточное отношение этих двух рычагов будет по хитрому закону зависеть от угла поворота. Но если работает — придраться не к чему. Хотя техническая эстетика, скажем так, своеобразная.
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 15:01
0
Это в целом весьма спорный, но тем не менее, интересный и неплохой механизм.
+
avatar
  • Leoniv
  • 10 июля 2020, 16:10
0
Вычурную форму рычагов можно попробовать объяснить попыткой сделать более четкое срабатывание механизма — усилие вытягивания заводного вала должно быть больше в положениях фиксации и меньше в промежуточном положении. Но эта версия терпит крах, потому что в данном случае зависимость силы от положения вала задана формой поверхности промежуточного рычага, которая взаимодействует с пружиной крышки ремонтуара.
+
avatar
  • LePart
  • 13 июля 2020, 11:39
0
Даже переводной рычаг от Победы можно поставить в Ракету. Однажды пришлось так сделать — потерял родной рычаг. Рычаг от победы без «хвоста»-ограничителя, но работает.
+
avatar
  • Leoniv
  • 10 июля 2020, 17:07
+1
+
avatar
  • Zenk
  • 10 июля 2020, 16:54
+3
Длительное время читаю с огромным интересом статьи Мастера и не видя человека его образ начинает складываться из его текстов. И вот наконец вспомнил видимого персонажа, который для меня по этому стилю (а так же частично занятию) совпал почти на 100%



Спасибо Вам за этот труд!
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 19:23
+1
Да, забавный персонаж. Внешне совершенно не похож, но по содержанию… как сказать )
+
avatar
0
Как всегда, читается с удовольствием. Люблю читать про сложные старые механизмы и разбираться, как они работают, от механических часов, до механических экскаваторов).
С нетерпением жду следующего рассказа. Доброго Вам здоровья!
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 19:26
+1
Самое интересное, что часы — одна из самых консервативных конструкций. Так что суть и принцип в современных очень мало чем отличается от того, о чем я рассказал. Осуществление принципа, идеи, может разниться. Вот, диалог несколько выше доказывает это. Но сам принцип — тот же вот уже сотни лет. Спасибо большое!
+
avatar
  • 50AC
  • 10 июля 2020, 18:01
0
Вот спасибо! Очень интересно и познавательно было почитать!
Терминов «списфических» конечно куча. Как впрочем в любой специальности.
И как Вы —
И я в детстве разбирал.
будильник у бабушки. «Слава» вроде. Даже потом собирал. То что там сложность механизма небо и земля. Но всегда уважаю людей увлечённых.
Если цикл статей не прервёте, то буду рад. Понимаю что у Вас наручные часы, но если допустим ещё про часы с кукушкой… Вполне возможно что для Вам это так — «КРЕН5 и фильтр». Но мне было бы очень интересно.
+
avatar
  • LePart
  • 10 июля 2020, 19:41
+2
Кстати, именно о будильнике«Слава» я в свое время рассказывал. Он меня уже тридцать пять лет по утрам встречает мелодичным тиканьем. И хоть сейчас уже в его звонком колокольчике нужда весьма опосредованная, но тем не менее, он исправно трудится на ниве Его Величества Времени. А вот именно ходиков у меня никогда не было. Даже в детстве. Однажды видел тут у нас на рынке забавные. С керамическим наличником. Но куда их? А каминный репетир восстановил и подарил подруге. Но это единичный случай. Если опять что попадется интересное под настроение, может и сделаю, покажу. Но это под настроение.
А с «кренками» в свое время да, возился. Но теперь ушел от электроники. Хотя… пару месяцев тому соорудил 2+1. Даже 2+(1&1). Судя по всему имя Шоров и Вам тоже скажет о многом. Показать, что ли…
Постараюсь по мере возможностей и появления новых идей поддерживать цикл, тем более, интересующиеся поддерживают меня в этом начинании, за что благодарен непомерно. Спасибо!
+
avatar
0
Интересно, существуют ли механические будильники с календарём и звонком по расписанию, как у современных электронных и программных? Хотят бы выбор из вариантов 1-5/1-7. Представляется некое недельное колесо с переменным числом зубьев, как у арифмометра Однера.
+
avatar
  • LePart
  • 11 июля 2020, 11:20
0
Возможно, есть такое, но явно не в бытовом секторе.
+
avatar
0
Мистика просто, только пару дней назад думал, что интересно было бы почитать про устройство часов и по возможности именно в Вашем авторстве. Не понимая назначения отдельных узлов механизм не собрать. От меня огромное спасибо за эту статью, вот как раз выходные и перечитаю повнимательнее, пока только пробежать успел.

Я конечно когда-то говорил что остановлюсь на фотоаппаратах и объективах, а часы оставлю часовым мастерам, но вот в последнее время уже в этом не уверен. Очень уж тесно стало на рынке фототехники, стал постоянно сталкиваться на аукционах с мастером из единственного неофициального сервисного центра на всю страну. Так что день когда я попробую добавить к фотоаппаратам и объективам и часовые механизмы вполне возможно скоро настанет.
+
avatar
  • LePart
  • 11 июля 2020, 11:28
0
Некоторое время тому тоже восстанавливал раритетную фототехнику. Но вот увлекся часами. Всегда интересно попробовать свои силы на чём-то новом. По крайней мере для себя новом. А понимание сравни аппетиту, который приходит во время еды. Начинаешь разбирать-собирать без особого понимания, но вдруг — ага! И тогда сразу всё становится на свои места.
Спасибо и успехов!
+
avatar
  • virrao
  • 11 июля 2020, 12:29
+1
Как всегда- великолепно- и стиль, и язык, и иллюстрации.Ваш текст «засасывает», хотя в механических часах ничего не понимаю.
Предположим, обладает человек таким талантом. Почему-бы ему, кроме как здесь (обязательно!), не выкладывать такие статьи на своем сайте- как общие о конструкции часов, так и с обзором различных моделей- как старых, так и новых.Я бы обязательно заглянул на него перед покупкой часов, думаю и производители или магазины были заинтересованы в таких обзорах и рекламе ( не бесплатно), может, и свой электронный магазин с обзорами имеющегося товара или ссылками на другие магазины.Это просто разговор- я не продавец, не программист. Книга -часовой мастер о часах в Вашем стиле была-бы также очень хороша.К сожалению, мои предыдущие попытки прочитать подобные были неудачны- как из-за моей лени-тупости, так и скучной подачи материала.
+
avatar
  • LePart
  • 11 июля 2020, 15:15
+1
Спасибо!
Книга — это хорошо. Но какой доступ у книги, насколько она востребована? Все уходит в Сеть. А свой сайт… если материал есть здесь, если возможность интерактивного общения поддерживается, то надо ли дублировать материалы. И Коллеги знают, где оно есть, искать не надо по неведомым просторам.
Забегайте на огонек, всегда рад!
+
avatar
+1
Отличный материал. Очень интересно. Надеюсь будет продолжение?
+
avatar
  • LePart
  • 11 июля 2020, 20:02
+1
Спасибо!
Надеюсь, продолжим.
+
avatar
+1
Спасибо! Очень интересно!
+
avatar
  • LePart
  • 12 июля 2020, 23:05
0
Вам спасибо, Влад!
+
avatar
  • kiv69
  • 12 июля 2020, 22:07
0
Честно говоря, начинают немного доставать эти обзоры о часах и механизмах. Часы на сегодняшний день уже атавизм, поскольку у любого человека есть смартфон, а в смартфоне точное время. В мае прошлого года подарили мне на 50-летие швейцарские часы какие-то. Пришёл домой, кинул в столик и с тех пор ни разу не доставал. Поскольку ненужная вещь.
Понятно, что это может быть статусная вещь, то есть можно нацепить часики за пару десятков кусков зелени и попонтоваться.
Ну ещё женщины носят их как украшение, соответственно, в женских часах уже и циферблат не всегда есть.
Какой-то интерес могут представлять смарт-часы
Но обычная механика не представляет интереса ни по востребованности, ни по конструкции
+
avatar
  • DenFed
  • 12 июля 2020, 22:45
+2
Афтор, ЕЩООООО!!!
5+
+
avatar
  • LePart
  • 12 июля 2020, 23:05
+1
Обязательно! ;)
+
avatar
  • sepryn
  • 13 июля 2020, 00:49
0
Прекрасный обзор! Большое спасибо! И, наконец-то, я получил ответ на вопрос, который меня с детства мучил (а мне уже шестой десяток пошёл). Мне с детства родители говорили, что стрелки переводить нужно только «по часовой», не объясняя, почему. Вы очень хорошо объяснили. Ещё раз большое спасибо!
+
avatar
  • LePart
  • 13 июля 2020, 11:32
+1
Большое спасибо!
Чтобы толково объяснить, стрелки переводятся именно так, нужно наглядно показать работу спускового механизма, а именно взаимодействие палет анкерной вилки с анкерным колесом. Если соображу, как об этом рассказать на пальцах, так казать, обязательно расскажу. Пока скажу одно в дополнение. Если механизм запустить в обратную сторону, то палеты входа и выхода поменяются местами. При этом… в общем, возможно повреждение устройства спуска. Так что заводим часы, потом выставляем время по ходу стрелки. Однако, есть исключения. Это часы с календарем, репетиры, сигнальные часы (ну, будильники). Тут надо читать инструкцию.
+
avatar
  • sepryn
  • 13 июля 2020, 22:31
0
Спасибо! Жду увлекательного продолжения.
+
avatar
0
Спасибо, Мастер! Жду продолжения ликбеза…
+
avatar
  • LePart
  • 13 июля 2020, 11:34
+2
Постараюсь, обязательно постараюсь.
+
avatar
0
Есть источник энергии для работы механизма — например, гиря, можно сказать, в этом случае мы используем дармовую энергию притяжения земного шара
Таки нет, энергия не дармовая, это энергия рук, которые подняли гирю, превратив свою кинетическую энергию в потенциальную энергию гири, которая постепенно превращается обратно в кинетическую энергию движения шестерен.
+
avatar
  • LePart
  • 15 июля 2020, 14:55
0
Круговорот руки в природе… )
+
avatar
+1
Буду краток — браво!
+
avatar
  • LePart
  • 28 июля 2020, 12:41
0
Спасибо, забегайте на огонёк, всегда рад!
+
avatar
  • Kadmiy
  • 28 июля 2020, 22:24
0
Шикарно. Спасибо. Добавил в «избранное», буду более внимательно изучать.
+
avatar
  • LePart
  • 28 июля 2020, 22:42
0
Пожалуйста, буду рад, если смогу чем-то помочь в изучении часового дела.
+
avatar
  • virrao
  • 29 июля 2020, 22:16
0
Вспомнилось, наконец. Ремонтуар назывался ключ для заведения замка колесцового пистолета.
+
avatar
  • LePart
  • 29 июля 2020, 23:13
0
Фузея — тоже обоюдный термин. Это как и дульнозарядное гладкоствольное ружьё с кремнёвым замком, так и специальное устройство в механических часах с пружинным приводом, в виде усеченного конуса, предназначенное для выравнивания крутящего момента, передаваемого от барабана заводной пружины на главную колесную систему часов, «фузейные часы»

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.