Авторизация
Зарегистрироваться

Часы "Юность" на калибре Заря 2008 15 камней. Время "Юности".

«Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас… » Песня очень хорошо знакома моему поколению. И да, к молодёжи в СССР отношение было особое. Многие теперешние пенсионеры прошли через кружки «Станции юных техников», многие занимались в «Дворце пионеров». Именно там детвора получала первые профессиональные навыки, расширяла кругозор. Многим, в том числе и мне, такие занятия помогли окончательно утвердиться с выбором профессии. Юность… да, хорошее время. А при таком отношении Страна просто обязана была выпускать нечто, ориентированное на молодых людей. Фотоаппараты, в названиях которых так или иначе присутствовал корень «Юность», и вот часы, которые так прямо и назывались — «Юность». Часы собирались на калибре Заря 2008. Ну так что, отправляемся в «Юность»? Присаживайтесь поближе. Поглядим, чем в своё время радовали молодёжь.



У юношей руки, как правило, небольшие. Вот и часы соответствующих габаритов. Диаметр корпуса часов — 28 мм. Толщина c учётом высоты стекла — 10 мм. Ушки — 14 мм. Подойдут и девушкам, и парням. Да и мода тогда была соответствующая. Носить крупные часы не было принято. А раз часы небольшие, то и механизм для них должен быть маленьким. Маленьким, простым и недорогим. Ведь часы для тех, кто сам ещё не зарабатывает. Вот и собрали их на калибре Заря 2008. Как следует из маркировки «хх08», это калибр с центральной секундной стрелкой, но не противоударные, то есть, инкаблока в них нет. Однако на самом деле это не совсем так. Но о всём по порядку и к этому мы ещё подойдём, подойдём и подробно рассмотрим конструкцию бушонов баланса. Это весьма интересно и познавательно!



Сзади часы закрыты выпуклой крышкой «хлопушкой». Выпуклой, потому что механизм «горбатый».


Вот такой. Мост ангренажа выдаётся вверх своеобразным горбиком.


Лыска ранта стекла здесь находится под нижним ушком. Так она прячется под ремешком и не бросается в глаза.


Снимаем рант стекла с изрядно потрёпанным стеклом. Стекло восстановим, а циферблат порадовал. Вполне пристойно выглядит.


Если вывинтить эти винты, механизм выйдет из корпуса. Вот и сделаем это.


А вот кнопка разъединителя здесь упрятана в очень хитрое место. Но от меня не спрячешься (смайлик!).


Винты крепления вывинчены, заводной вал извлечён, механизм вынут из корпуса. Пока всё идёт по плану и гладко.


Чтобы снять стрелки, не повредив циферблат, накрываем механизм плёнкой.


Затем через плёнку поддеваем стрелки пинцетом. Основная суть способа в том, что стрелки не разлетаются в разные стороны, а остаются под плёнкой.


Вот так.


Снимаем циферблат.


Аккуратно отпускаем винты крепления циферблата на боковой стороне механизма. Выкручивать их не надо. После того, как циферблат будет снят, ввинтим их внутрь.


Что же, вполне приличное состояние. Циферблат, кстати, посеребренный. Почистим и всё будет супер.


А вот и неприятности. Отломана пружина фиксатора промежуточного рычага ремонтуара. Тут, увы, только замена детали. Но в маленькой коробочке слева на антресолях кое-что у меня есть! Ладно. Дойдём до сборки, достанем и поищем.


Вот она, сломанная ламель пружины.


Что же, раз уж мы на медленной стороне, так с неё и начнём разборку механизма. Снимаем часовое колесо с пружинной шайбой.


И, не откладывая в долгий ящик, сразу же снимаем минутный триб. Здесь классическая схема — триб «на прикусе».


Переворачиваем механизм и снимаем баланс.


Баланс безвинтовый. Колонка баланса неподвижная. Градусник присутствует, штифты на замке. Под мостом баланса прокладка. Обращает на себя внимание необычная форма пружины бушона. Именно такая конструкция бушона баланса и обусловила категорию механизма, как «хх08» по ГОСТ. Но подробности чуть позже, когда дойдём до обслуживания бушона. А до этого момента работы ещё очень много.


С обратной стороны баланса ничего необычного. Двойной ролик, импульсный камень — эллипс, ось и цапфа оси.


Анкерная вилка тоже в классическом исполнении. Мост анкерной вилки устанавливается на два направляющие штыря и крепится одним винтом.


Разбираем ангренаж. Снимаем мост ангренажа. У механизма многоэтажная конструкция, поэтому он довольно высокий, из-за чего и крышка механизма своеобразная. Итак, мост ангренажа снят, снимаем секундное, промежуточное и анкерное колёса.


Остаётся мост центрального колеса и само центральное колесо.


А вот и разобранная колёсная система.


Снимаем мост центрального колеса. Так мост выглядит с внутренней стороны.


Так мост центрального колеса выглядит с наружной стороны от центрального колеса. Обратите внимание на то, как установлен камень в мосте. Камень закреплён в специальном шатоне. Таким образом, опора центрального колеса получается комбинированной. Колесо опирается на латунную площадку, но ось колеса вращается в камне.


А вот для снятия самого центрального колеса нужно снять заводные колёса пружинного двигателя. Наверно, это нужно было сделать до демонтажа моста центрального колеса, но в принципе ничего не потеряно. Снимаем заводные колёса.


Вот теперь можно снять и центральное колесо.


Вот они, заводные и центральное колёса.


Далее снимаем мост барабана, барабан и разбираем барабан. Точнее, снимаем с барабана крышку. Сразу признаюсь честно — не хочу вынимать пружину. Так отмоем.


Быстрая сторона механизма разобрана, а через освободившееся окно вынимаем кулачковую муфту и заводной триб ремонтуара.


Я разобрал ремонтуар. Вот его детали. А при сборке покажу их расположение на платине. Что на него грязный смотреть-то? Заодно и пружину заменим на целую.


А теперь к главной особенности механизма — бушонам баланса. Здесь они сделаны съёмными. Вот и снимем бушон с платины и отправим его на промывку. Пусть полежит в бензине, отомкнет от грязи.


Вывинчиваем крепёжный винт и снимаем бушон.


А это его обратная сторона. Отмоем и разберём при установке на платину, посмотри на то, как он сконструирован.


Ну вот. «Из чего же, из чего же сделана наша „Юность“?» Как-то так, если перефразировать слова известной в СССР детской песенки (смайлик!)


Собираем комплектующие и отправляем их в бензин. «Пусть ворона мокнет!» ©
Пусть всё это малость постоит, а у меня кофеварка уже подаёт сигналы. Попьём кофейку и помалу всё это дело кисточками да зубной щёткой приведём в благопристойный вид.


Итак, кофе выпит, чистка окончена, детали размещаем на салфетке-промокашке. Попробуем работать на ней.


Готовим платину к сборке. Ставим её на подставочку.


И начинаем! Первым делом соберём узел центрального колеса. Как видите, камня под центральное колесо конструкцией не предусмотрено. Пятнадцать камней всего в механизме. А вот в ближайшем родственнике калибра Заря 2009 камней уже семнадцать. Но не потому, что на ось центрального колеса добавлен камень, там то же самое. Зато сквозные камни ангренажа в 2009 накрыты двумя дополнительными накладными камнями со стороны платины. Что же, «Экономика должна быть экономной!», а поле для рационализации, развития и внедрения новых технологий всегда должно быть готово (ещё один смайлик!). Хорошо! — капля масла в отверстие для оси центрального колеса…


Вот оно, центральное колесо.


Устанавливаем центральное колесо на платину.


Смазываем камень моста центрального колеса МБП-12.


Устанавливаем мост центрального колеса. Ход у колеса лёгкий. Замечательно.


Теперь берём вымытый и отчищенный от продуктов загрязнения барабан. Вот какой чистенький. Смазываем пружину несколькими каплями «Масла для точных механизмов».


Закрываем крышку барабана…


… и устанавливаем барабан на платину, предварительно смазав ось коре. Камней и твердосплавных вставок нет ни в платине, ни в мосте барабана, но довольно крупные приливы есть и там, и там. Поэтому износа в гнёздах не наблюдается.


Смазываем гнездо в мосте барабана.


Важное замечание — перед установкой моста барабана не забыть установить кнопку разъединителя ремонтуара.


А теперь отправляем на место мост барабана и устанавливаем систему заводных колёс. На всякий случай напомню, что коронное колесо закрепляется винтом с левой резьбой — три шлица видите? Вот это оно и есть.


Переворачиваем механизм и приступаем к сборке медленной стороны.


Первым делом устанавливаем минутный триб, чтобы потом не повредить вексельное колесо.


Теперь устанавливаем малое переводное колесо. Здесь есть тонкость. Обратите внимание на торцевую часть. Здесь она совершенно ровная, обработана под девяносто градусов.


А вот с этой стороны эта часть обработана под определённым углом, под фаску. Почему так? Именно этой частью малое переводное колесо взаимодействует с зубьями кулачковой муфты при переводе стрелок вручную. Следовательно, малое переводное колесо должно быть установлено так, чтобы сторона с фаской была обращена в сторону кулачковой муфты. В нашем случае это означает, что она должна быть обращена вниз к платине. Это, кстати, характерно для большинства механизмов, а я как-то упускал этот момент из виду и не рассказывал о нём в предыдущих рассказах.


Устанавливаем детали ремонтуара на место. Вот он в сборе на фото. Остаётся смазать его и накрыть пружинной крышкой. Да, новую крышку я таки отыскал в «закромах». Много чего, оказывается, можно найти, если «по полкам помести, по сусекам поскрести», не на один колобок наберётся (смайлик!)


И вот ремонтуар накрыт. Тут нам делать пока нечего, переходим на быструю сторону для сборки колёсной системы — ангренажа


Вот здесь осталось установить колёса ангренажа, мост ангренада, анкерную вилку и баланс.


Устанавливаем колёсную систему. Начинаем с анкерного колеса, затем устанавливаем промежуточное колесо и за ним секундное.


Накрываем ангренаж мостом ангренажа и смазываем камни.


А вот это… тут есть такой момент. После того, как механизм смазан, нельзя его оставлять надолго открытым, потому что пыль может прилипнуть к маслу. А это нехорошо. Поэтому, если нужно по каким-либо причинам прервать работу, механизм следует накрыть чем-то. Я приспособил для этих целей футлярчик от Киндер-сюрприза. Как раз подходит. Сейчас надо малость отвлечься, а через полчасика продолжим.


Продолжаем. Прежде всего проверяем скат. Просто бесподобный, откатывает оборотов на двадцать. Супер! Теперь устанавливаем узел анкерной вилки. Установили, завели пружину на пару оборотов, и проверили импульс — подталкиваем вилку, она должна самостоятельно и резко прыгнуть к упору. Проверяем импульс в одну и другую сторону. ОК!

REM:
А вы в курсе, откуда вообще появилось это сочетание — ОК? По одной из версий, во время войны в отчётах о боевых действиях существовала аббревиатура «0К» («ноль-К»), что в английском сокращении «0 (ноль) — killed», то есть, ноль убитых, все живы. А это самое прекрасное, что может быть при военных действиях. Вот так аббревиатура и перешла в гражданскую жизнь в значении «всё отлично», а цифру «ноль» для простоты написания заменила буква «О». Ну, есть такая версия.


А нам осталось установить баланс. Но до установки баланса нужно вернуть на место бушон, обслужить его, и в конце концов рассмотреть его особенную конструкцию.


Итак, бушон. Прежде всего устанавливаем его на платину и закрепляем винтом.


Теперь откидываем пружину, удерживающую накладной камень бушона. Она, как видим, закреплена в арматуре и не выпадает при манипуляциях.


Вынимаем накладной камень… Вот!
Обратили внимание на конструкцию, заметили, чем инкаблок калибров хх09 отличается от бушона хх08?
Да, именно! В инкаблоке бушон представляет собой автономную конструкцию со всеми степенями подвижности. То есть, там сквозной камень вместе с накладным установлен в отдельный шатон, который может смещаться относительно гнезда, в которое шатон установлен. В конструкции же этого механизма — 2008 — сквозной камень закреплён жестко, а под пружиной только накладной камень. Таким образом подобная конструкция блока занимает некоторое промежуточное положение между противоударной конструкцией баланса и не противоударной. В таком исполнении вертикальное смещение баланса в той или иной степени нивелируется, но вот боковое — никак. Но такая конструкция по идее должна предотвращать наклёп «грибка» на цапфе баланса — болезнь Побед, Молний и подобных им по конструкции. Вот поэтому и «08». Но всё равно шаг вперёд.


Продолжаем. Смазываем накладной камень. Условия уже были озвучены — капелька размером 60-70% от площади.


Давайте подробнее рассмотрим пружину бушона. Хорошо видны усики, за которые пружина закреплена. Эти усики являются своеобразными осями, на которых пружина откидывается, предоставляя доступ к накладному камню, но сама при этом не теряется.


Готово! Узел обслужен. Можно устанавливать баланс.


После установки баланса проделываем аналогичную работу с верхним бушоном. Открываем пружину.


Очищаем и смазываем накладной камень.


В этом гнезде прячется сквозной камень, туда и возвращаем смазанный накладной камень.


Готово! Часы на ходу.


Ну а сейчас — «обвеска». Вычищенный циферблат закрепляем на механизме.


Вот так.


Возвращаем на место стрелки.


Да, в состояние, годное для ношения, привести корпус в домашних условиях не удастся. Отчистил, насколько мог. Но для коллекции, как своеобразный, отличающийся от иных механизм, вполне подойдёт. Думаю, далеко не все знают о таких вот хитростях в часовом деле.


Устанавливаем механизм в корпус.


А вот стекло отполировалось нормально.


Закрываем крышку механизма.


Вот так.


А это лыска ранта стекла. После того, как кропус отмыт, куда как лучше её видно.


Вот и всё!


Эх, «Юность»…

Добавить в избранное +97 +138
свернуть развернуть
Комментарии (47)
RSS
+
avatar
  • qwe11
  • 16 мая 2021, 23:39
+1
Как всегда залипательно. ЖЫрный +.

Но часы ужасны — толстые, массивные. И что надо было с ними сделать, что бы они так облезли? Изначально плохо сделать корпус?
+
avatar
  • LePart
  • 16 мая 2021, 23:55
+11
Спасибо!

толстые, массивные
Можно сравнить )



Им уже лет шестьдесят с гаком )
+
avatar
  • qwe11
  • 17 мая 2021, 07:32
-1
Предпоследнее фото — толщина ужасает.
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 09:53
+2
Это визуально так кажется. Они всего 10 мм по толщине. А на руке совсем тонкими выглядят при диаметре 28 мм.
+
avatar
0
И что надо было с ними сделать, что бы они так облезли? Изначально плохо сделать корпус?
Нет, не думаю. Корпус скорее всего латунь с хромированием, обычное дело для того времени (попадался мне старый Breitling в похожем состоянии, как будто им гвозди забивали. Модель правда уже не вспомню). Гальваника не вечная, да и видно что с ними чего только не делали, а потом они еще, вероятно, в какой-то коробке болтались.
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 12:05
0
Не ухаживали за ними. Такие корпуса протирать от пота надо после ношения. Иначе вот так и будет. Да и относились к ним, как к недорогому утилитарному предмету. Это сейчас они наглядное пособие по истории часового дела, а тогда… ну, детские часики, что от них требовать. Ну и молодёжи доставались они в подарок. А что easy come, easy go…
+
avatar
0
А почему обзоры ремонта будильников не делаете? У меня есть старый будильник ОЧЗ 1940 года, а как отремонтировать, не знаю
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 09:56
+2
Почему же, и обудильниках рассказывал. Но вот как-то не приносят их. Если появятся интересные, покажу обязательно.
+
avatar
0
Спасибо, буду ждать.
А там в обзоре просто будильник, без разборки и ремонта. И у моего камней нет. Только дырочки.
+
avatar
  • LePart
  • 18 мая 2021, 17:32
0
А там в обзоре просто будильник, без разборки и ремонта.
Просто Вы не раскрыли два пункта:
1 — «Разборка будильника с пошаговыми иллюстрациями и пояснениями»
2 — «Иллюстрированные подробности сборки»

Я тогда под кат много прятал.
+
avatar
0
спасибо за обзор. а чего в этот раз картинки с проверкой точности нет? :)
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 09:57
0
Вам спасибо!
Надо программу будет переставить. Телефон вычистил.
+
avatar
0
Где вы их в Германии-то находите?
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 09:57
+5
Это не я их, а они меня ))
+
avatar
+3
Очнулся, когда прочитал до конца!)) Залип!))
В детстве любил разбирать механические сломанные будильники у бабушки и других родственников.
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 09:58
+1
Спасибо!
В детстве всякое бывало. Оно же интересно именно то, что внутри. А потом вот — в часовщики…
+
avatar
  • keydy
  • 17 мая 2021, 07:55
+1
LePart, спасибо за статью; как обычно от Вас, захватывающее чтиво.

Тоже в детстве ходил в дом юного техника, моделированием увлекался плюс как-то мимоходом в радиолюбители попал, даже морзянку с приличной скоростью умудрялся настукивать.
Куда всё делось… :)
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 10:05
+6
Благодарю!
А телеграф, так я даже «собачий» текст пишу. И внуков учу. Им нравится. Вот что у меня от былых времён осталось. Собрал в 80-е, а работает до сих пор.

+
avatar
+1
Спасибо… Очередной интересный механизм…
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 11:53
0
Да, любопытная конструкция. Спасибо!
+
avatar
+2
А посоветуйте более-менее доступные механические часы на вторичном рынке.
Красивые, надежные и не Swatch :)
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 12:13
+3
О-хо-хо… Вот это вопрос так вопрос, однако! ))
Вы хоть намекните на то, что Вам нравится.
+
avatar
0
цитата одного довольно известного в определённых кругах мастера:

«Сам приравниваю Ориент к Ролекс. Ей богу только Ролекс, Ориент, ну и Вальжу 7750 запросто проживут 15 лет без ремонта.»

А.Бабанин © 2009
Ролекс и часы на Вальжу 7750 доступными не назовёшь, так что остаётся Ориент. :)
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 16:36
+2
Если нужны часы, то «Ориент». Тут без разговоров. Можно Seiko «пятёрочку», но это не в моём вкусе.Ну а если не часы, а… что-то другое, то тут поле не пахано. Сам ношу Ориент с 2000-го года. Один репассаж и так, по мелочи — размагничивание, удаление масла с волоска… вот такое. Вторичный рынок имеет смысл в наше время только в том случае, если нужен коллекционный вариант, винтаж, так сказать.

Так что… вуаля!
+
avatar
+1
Seiko 5 относил лет двадцать… корпус ушатался в хлам, механизм тоже устал — не автоподзаводится уже… а такие «Юность» были у меня в школе первыми часами — постоянно по гарантии сдавались, да и шли не точно… плохие делали тогда недорогие часы в СССР.
+
avatar
  • keydy
  • 17 мая 2021, 18:12
+1
Я бы добавил к ответу LePart — посмотрите ещё в сторону Orient Star, некоторые модели из этой линейки интереснее обычного Ориента смотрятся, ну, и на мой взгляд, отделка у них повыше классом обычных «трёх звёзд».
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 18:50
0
Вопрос цены. Тут хозяин барин.
+
avatar
0
Orient Star — это уже ценовая категория повыше, да, там можно и хорошие Seiko подобрать, или Citizen.
+
avatar
0
Как раз Orient Star Retrograde попались на глаза — красивые.
За 20-25к рублей можно найти известные швейцарские марки б\у, те же Лонжины.
+
avatar
  • LePart
  • 18 мая 2021, 21:58
0
Лонжины.
Оно Вам не надо.
Orient Star Retrograde
Зело борзо!
+
avatar
+1
Отличный обзор, такие часы уже не часто встречаются.

Для 1960-х вполне себе размер. Всегда удивляло, почему так вырос диаметр наручных часов? В 1940-е для военных часов вполне достаточным считался диаметр 32 мм.
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 16:29
+1
Да, это раритет. Тем не менее, вполне работоспособный. Притом ничем не хуже среднестатистического современного устройства, а порой и лучше будет. И замечательное наглядное пособие. А диаметр — это всё мода. Знаете, в тридцатые годы выпускали автомобили с огромным капотом, мол, у меня там огромный мотор. А на самом деле под капотом стоял маленький двигатель. Так и тут. Была модель «Заря» на калибре 20 мм, но циферблат — 45 мм.
Спасибо!
+
avatar
+2
Спасибо за обзор. Благодаря Вашим обзорам много узнал про часы.
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 16:22
+2
Большое спасибо и Вам за Ваш интерес к часовому делу!
+
avatar
+1
Спасибо за обзор, как всегда красиво -)
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 16:21
+1
Вам спасибо!
Всегда рад постоянным читателям.
+
avatar
+3
«Давайте подробнее рассмотрим пружину бушона»
а ведь под эту деталь был штамп, и кто-то его вручную делал, без электроэрозионного станка и ЧПУ…
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 19:04
+3
Да. Были лекальщики соответствующего разряда. Доброе им слово здесь!
+
avatar
+2
Спасибо, Мастер. Часы наивные, но эстетичные.
+
avatar
  • LePart
  • 17 мая 2021, 20:17
+2
Тем не менее, конструкция забавная и оригинальная.
+
avatar
+1
Здравствуйте, спасибо вам огромное за обзор, как всегда все очень интересно
+
avatar
  • LePart
  • 18 мая 2021, 21:57
+1
Здравствуйте!
Вам спасибо!
+
avatar
+1
Спасибо, маэстро LePart!
+
avatar
  • LePart
  • 19 мая 2021, 21:05
0
Всегда с удовольствием! )
+
avatar
+1
Так, автора за решетку. За распространение наркотиков. Я ж уже жить не могу без этих обзоров. А какое отношение я имею к часовому делу? Никакого. Потребитель. А за решетку — серьезно. Только за труд благородный предоставить существенно большую часть пространства. Остальные пусть ютятся на меньшей части, пока не заработают право. Трудом, умом, старанием заработают.

Здравствуйте! Большое Вам спасибо. Какое сочетание всего, даже ни одной запятой не пропущено. Удивительно прекрасно всё, и текст, и картинки. Но если еще больше будете вставлять комментариев и всякого рода пояснений (даже отвлекаясь от главной темы), будет еще лучше. (Частность: вот, например, Вы всегда моете и чистите механизм. А бывают часы, в которые грязь не проникает? И что для этого нужно? И насколько это дороже?).
Всех Вам благ!
+
avatar
  • LePart
  • 25 мая 2021, 18:27
0
Спасибо!
Да что там, часовщики вечно сидят за решёткой. Ну, если не за решёткой, то в довольно тесных помещениях. Аренда дорога, а кушать хочется. И от народа отгородиться надо. Часы всё-таки аккуратности требуют.

В первых обзорах я старался как можно полнее охватить суть. Но всего лишь человек и тоже порой устаю не только физически. Пишу рассказ и думаю, сколько же раз я объяснял это или что-то упустил? Стараюсь, как могу. Ведь не исключено, что кто-то по этим материалам и сам окунется в часовое дело. В следующий раз постараюсь добавить «лирических отступлений» с максимальной пользой и без перегрузки читателя.

Что до часов, в которые не проникает грязь, так загрязнение есть разных видов. Если от влияния внешних факторов защита есть, то вот с продуктами износа внутри самого манизма бороться весьма тяжело. Идеальной смазки тоже до сих пор так и не придумали. Есть варианты, но это лабораторные экземпляры. И надо ли создавать часы, которые будут работать вечно? Слишком высока цена.
+
avatar
+1
Спасибо, уважаемый автор за ответ и разъяснения. Стало быть, чистите Вы часики как от вешних загрязнений, так и от собственной смазки вперемешку с частицами износившегося механизма. Так я понял.
Побольше Вам пространства и свежего воздуха для работы! Включая написание таких замечательных репортажей.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.